(Начало см.: тезисы 1 - 13; 14 - 17; 18 - 22.)
* * *
22/ Содержание двадцать второго тезиса,–
– как выглядят вышеохарактеризованные наши предложения
в свете общей марксистско-ленинской теории становления коммунистического
социально-экономического и социально-политического устройства?
Марксизм-ленинизм подразделяет,– как мы знаем,–
всю коммунистическую общественно-экономическую формацию на две фазы: низшая – это
социалистический строй как таковой, высшая – здесь широко вступают в свои права
собственно-коммунистические общественные отношения.
Социализм,– при всём том, что он проходит (как
настоятельно подчёркивается сейчас) разные стадии конкретно-исторической зрелости,–
в
целом отличается от высшей фазы тем,
что трудящиеся присваивают факторы производства пока ещё по принципу "рабочей силы" (или формального равенства); иными
словами, способность человека к производительному труду реализуется при социализме
во многом ограниченно, однобоко, труд никоим образом не превратился ещё в массовую
жизненную
потребность, он объективно не является самоцелью
общественно-производственного процесса,
но служит лишь средством обеспечения
непрерывного народнохозяйственного функционирования. Соответственно,
производство и управление производством до известной степени противостоят
трудящемуся как индивидуальности, они
стремятся "использовать его в своих интересах", причём этот
"производственный" интерес далеко не всегда совпадает не только с
"личным" интересом работника, но и с его личностным интересом,– с его пониманием своего гражданского долга, т.е. с
интересом объективно-общественным . Между
объективно-общественными, подлинно массовыми интересами и текущими целевыми установками системы
управления производством обнаруживается,– в результате,– определённое отчуждение,
которое практически выражается в существовании
бюрократизма ("бюрократического
извращения", по В.И.Ленину), "академически" же вынуждает
говорить о социалистическом равенстве именно как о равенстве лишь формальном,
неполном, подлежащем политическому и экономическому преодолению.
Специфически-коммунистическая "форма собственности
на средства производства" – это присвоение их по принципу уже не
"рабочей силы", а творческой
способности (или фактического
равенства); "в идеале" это означает: общественно-производственный
процесс и с экономической, и с технической его стороны организован и оснащён
так, что человек участвует в нём исключительно как его субъект, его направляющий и управляющий (а
не пассивно-"ресурсный") агент,– в противовес "рабочей силе",
которая (если не приукрашивать действительное положение вещей) в процессе
производства мало чем управляет, она лишь потребляется
там сама.[1]
Вполне очевидно,– думается,– что фазы коммунизма
представляют собою два гигантских социоструктурных мегацикла, в одном из
которых в качестве центрального производственного отношения всё ещё продолжает
доминировать "рабочая сила",
второй же протекает под знаком неуклонно укрепляющегося могущества новой, всемирноисторически-высочайшей
"формы собственности" – отношения "творческая способность".[2]
Согласно марксистской концепции "опережения"
прогрессивной надстройкой назревшего перелома в структуре, в самом конкретно-историческом
"качестве" производственных отношений,– согласно концепции
"опережения", чтобы перейти от труда – "рабочей силы" к
труду-творчеству на базисном (а затем и на непосредственно-технологическом)
уровне, надо сначала подыскать представлению о творчестве действенный политико-правовой
эквивалент, который требуемым переменам
пробивал бы дорогу в организационно-политическом плане. Но политико-правовой
"аналог" творческой инициативы – это опять-таки критика
, поскольку творить – подразумевает
создавать новое, тем самим неизбежно вступая в противоборство с отжившим,
омертвевшим, а это и значит критиковать.
Свобода критического волеизъявления,–
последовательно фиксируемая в определённой "сети" соответствующих институциональных
узаконений и норм,– одинаково оказывается, таким образом, приоритетным
надстроечным инструментом крупнейших базисных "нововведений",– неотступно
ожидающих нынче страну,– как бы мы их ни толковали:
как необходимость овладеть социоструктурным
"секретом" своевременного и эффективного восстановления периодически
нарушающегося динамического равновесия
во взаимодействии базиса и реально производящих масс
или как необходимость подняться от труда, осуществляемого
по принципу затраты "рабочей силы", к труду – беспрепятственному самообнаружению
и самоутверждению гармонично развивающейся человеческой личности.
Удивительного,– впрочем,– тут абсолютно ничего
нет, поскольку коммунистическая общественно-экономическая формация именно и
являет собою (как поистине бессчётно повторяли наши классики) такую высоту развития
человечества, когда людям удаётся, наконец, установить "контроль и сознательное
господство"[3]
над наиболее могущественной, нетерпимо-"авторитарной" естественноисторической
стихией – над стихией своих собственных межличностных зависимостей, складывающихся
при совместном производстве материальных и культурных благ, над стихией производственных отношений . А контролировать
сознательно динамику производственных отношений, как общественно-материальной
формы движения производительных сил, в этом ведь никакого иного смысла и не
заключается, кроме того что основной закон их взаимодействия (закон соответствия
, или сущностное противоречие способа
производства) на каждом этапе, каждом отрезке своего объективно-логического
развёртывания находит для себя адекватные институционные рамки и обретает вид разумной, планомерной общественно-человеческой
акции, но не трансцендентной катастрофы. Стало быть,– коль скоро базис
гибко, "бесконфликтно" следует за спонтанным развитием главной
производительной силы и упорядоченно взаимодействует с нею, значит, люди труда
в полной мере (и материально, "подспудно", и открыто – институционально)
выступают субъектом , творческим началом своей экономической истории; но в
марксистской науке именно это и хотят выразить, когда говорят, что при
коммунизме труд общественно-производителен не в своём отчуждённо-"вещном"
облике, как внешне нормируемая "работа", а в облике субъектном , как свободное и
неудержимое, глубоко-человечное "самоизлияние" творческой
способности.
Суммируя, –
– обосновываемое нами предложение относительно
широкой институционализации массовой
критически-творческой инициативы достаточно правильно (как показывает
анализ) отражает естественноисторические закономерности перехода к высшей фазе
коммунизма;
программа мероприятий такого характера явственно
служила бы структурно-политическим ключом, позволяющим "отомкнуть"
вторую фазу (второй мегацикл) коммунистического революционного процесса и
вызвать цепную реакции последующих благотворных изменений,– а это едва ли не с
каждым днём делается всё более настоятельным, ибо мегацикл низшей фазы всецело
и бесповоротно завершён, возможности социалистических
производственных отношений вычерпаны до
дна, они давно уже не то что тормозят
нам общественно-производственное
развитие, но их попросту тяжко "заклинило", и дальнейшее
искусственное удерживание нашего общественного устройства на стадии "формального
равенства" есть бессмысленное и безответственное разрушение накопленных
народом производительных сил;
степень "заземлённости" практических рекомендаций,
которые получаются при действительном, целенаправленном и добросовестном применении действительного
диалектико-материалистического подхода к
проблемам социалистической и коммунистической перспективы в СССР,– степень
"заземлённости" практических выводов такова, что "хоть
завтра", как говорится, принимайся за подготовку соответствующих
законопроектов; причём немедленный и главный эффект любого среди них
предсказать весьма нетрудно: спустя считанные дни после их обнародования никто
не в состоянии уже будет объяснить себе и другим, как это раньше не могли
додуматься до столь простой и результативной вещи.
23/ С позиции, которая в целом характеризуется
так:
марксистская
диалектика есть, прежде всего, логика и метод пролетарского переустройства
мира, вплоть до утверждения повсюду на планете "полного" коммунизма,–
–
заняв указанную позицию, нам удаётся
достоверно выявить теперешнее наше
общественно-историческое "местонахождение" (на рубеже двух фаз
коммунистического уклада и перед лицом тяжелейшего торможения производительной активности в народном
хозяйстве устаревшими – формально-эгалитарными – производственными
отношениями);
уточнить,– далее,– общую нашу стратегию в
наличествующей конкретно-исторической обстановке (формально-эгалитарное
присвоение средств производства по типу "затраты
рабочей силы" должно быть постепенно – но решительно!– вытеснено фактически-эгалитарным
присвоением по типу "творческой способности");
нам удаётся,– в-третьих,– и обрисовать, со
многими и многими подробностями, какие шаги на уровне надстройки
(институционирование "критики снизу") могли бы реально проложить путь
требуемому сущностному, базисному
перевороту,– а это именно переворот, по своим масштабам и историко-логической
значимости, хотя от его внешнего обнаружения мы и должны добиться, во что бы то
ни стало, предельной политико-правовой упорядоченности и организованности.
Следует заметить,– со всей определённостью,– что
серией "законов о критике снизу" рекомендательный потенциал
диалектикологического анализа проблем коммунистической революции отнюдь не
исчерпывается; например, наши эгалитарные искания в политико-правовой плоскости
выказывают убедительный контакт с конкретно-экономической сферой: в конкретной
экономике главное – это принцип
формирования дохода от производственной деятельности, но он ведь также
бывает эгалитарным или элитарным
в зависимости от того, какой компонент
общественно-производственных затрат признан основным доходопроизводящим
фактором. А отсюда открывается прямой и оздоровляющий доступ и к столь изнурительным
"болевым очагам" в непосредственной хозяйственной практике последних
десятилетий, как вопросы ценообразования; но углубляться детально в ценообразовательные
и прочие конкретно-хозяйственные темы – это уже иное развитие, иной "виток"
рассмотрений и не входило в задачу настоящей моей работы.
Кандидат
философских наук
Т.Хабарова
Москва, апрель 1980г.
[1]. См. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 23, стр. 188.
[2]. Следовало бы выразить
здесь сожаление по поводу крайне робкого, нерешительного оперирования, в
сегодняшней нашей политэкономии, категорией
творчества как основным производственным отношением
собственно-коммунистического способа производства.
Между тем, покуда мы не поймём, что вся наша
задача на всемирноисторическом "стыке" обеих фаз коммунистической
формации состоит во всепроникающей, как можно полнейшей замене
отчуждённо-репродуктивного, несамоцельного труда трудом осознанно-творческим
,– вряд ли наши
"коммунистические" обещания грядущим поколениям
окажутся более основательны, нежели то, которым нас, в свою очередь,
напутствовали двадцать лет назад.
"… отношение к труду, к полной реализации
способностей человека,– правильно замечает в данной связи Р.А.Белоусов,– это
прежде всего экономическая проблема. И основной принцип социализма и коммунизма
– "от каждого по способностям" – должен быть органически включён в
политико-экономический анализ." (См. "Вопросы экономики", 1977,
№7, стр. 141.)
[3]. См. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 3, стр. 36.