(Начало см.: тезисы 1 - 13; 14 - 17.)
18/
С десятого тезиса по семнадцатый перед нами стояла задача – охарактеризовать, в
решающих его чертах, положительный, практически-"рекомендательный" марксистский подход к построению диалектики
как логики развёртывания нашей общественно-экономической системы в направлении
к коммунизму.
Отталкиваясь
от конституирующих определений диалектической логики как теоретического
отображения закономерностей развития (или, что то же, сущностного противоречия ), мы,– во
исполнение этой задачи,–
– подчеркнули громадную
роль сущностного противоречия
общественно-экономической (общественно-исторической) действительности –
противоречия между структурой экономического базиса (производственных
отношений) и уровнем субъектно-человеческой продвинутости, субъектно-человеческой
"требовательности" производительных сил;
показали,
что периоды "срабатывания" сущностного общественно-экономического
противоречия ("базисные
циклы") в своей естественноисторической последовательности именно
и образуют тот объективный процесс,
на который должна ориентироваться всякая материалистически-научная
плановая деятельность в социалистическом государстве.
Структурные (они же базисные) циклы в
общественно-экономическом развитии могут иметь протяжённость до нескольких
десятилетий; помимо того, в пределах такого "мегацикла"
("суперцикла") возможны специфические "подциклы" – менее
значительные, "встроенные" базисные колебания на нижележащих
социопроизводственных "этажах".
Стоящий "на очереди" мегацикл в
функционировании базиса (как формы существования и движения производительных
сил), вместе с могущими возникнуть в его границах "подциклами",– вот
это и есть целостная,
естественно-закономерная объективная реальность, которая простирается
перед разумно управляемым обществом в момент принятия им ответственных,
стратегических решений касательно своего будущего (при разработке нового
долгосрочного плана, прозаически говоря). Своевременное и точное теоретическое
схватывание контуров нового цикла, вот-вот долженствующего начаться, решимость
при расставании с устарелыми, окостеневшими формами собственности, безвозвратно
утратившими – по отношению к производительным силам – какие-либо живительные
потенции,– всё это и является залогом успешного крупномасштабного планирования,
залогом, что будет найдено то счастливое динамическое "соответствие"
между натиском производительных сил и базисным "потолком", когда
производительным силам одинаково обеспечены и необходимое "пространство
роста", и необходимые опорные конструкции в открывшемся пространстве,
умело "подсказывающие" и направляющие очередной творческий подъём.
Следует учитывать, что базисные циклы,– как мы
неоднократно повторяли,– суть процессы естественноисторические, и "взаимосогласование"
производственных отношений с производительными силами всё равно произойдёт, вне
зависимости от того, познали в обществе эту неизбежность или нет; если не познали, оно произойдёт стихийно, в порядке социально-экономического и
социально-политического кризиса, только и всего.
Между прочим, одним из важнейших результатов в
проделанных нами рассмотрениях как раз и было дополнительное установление этой,
в общем-то, давнишней, но какой-то крайне "неподатливой" для
восприятия истины: что стихийность экономико-политического уклада (другими
словами, его антагонистичность,
его элитарно-эксплуататорский
характер, его антидинамизм,
или статичность, и тем
самым,– наконец,– его предвзятая ненаучность)
выражается не через отсутствие общенациональной планирующей системы, а
исключительно через неспособность периодически
совершенствовать – причём, совершенствовать
качественно – форму собственности в государстве в
интересах непосредственных производителей, широких народных масс.
Самоочевидно,– насколько можно судить,– почему
такой строй является элитарным:
ведь это именно эксплуататорский класс, "элита" противится
периодически назревающей необходимости изменить
форму общественно-производственного присвоения в пользу действительных
производителей, трудящихся; и не какая-то фатальная нехватка
"инструментов научного познания" тому виной, а куда влиятельнейший
фактор – эксплуататорский классовый интерес.[1]
19/ Самое главное,– таким образом,– на нынешней
стадии развития и теоретических наших представлений о логике сущностного,
"производственно-отношенческого" эволюционирования социализма в
будущее, и соответствующей нашей "базисной практики",– самое главное
тут понять, что (как сполна подтвердила новейшая история)
обобществление средств производства,
государственная собственность на них и ещё целый ряд связанных с этим вещей
(как, например, централизация плановой деятельности в стране) отнюдь не
являются категориями исключительно
социалистическими; это категории
классовые, в том
смысле, что возможно и буржуазное,
элитаристски-эксплуататорское государство с точно такими же структурными
характеристиками.
Статически (элитаристски) обобществлённое
хозяйство выработает все надлежащие институционные "приспособления",
чтобы упорядочить свой жизненный процесс на
внутрициклическом уровне, но вот него у него не
будет никогда, так это механики, которая институционировала бы собственно-циклические
взаимодействия – т.е. самый акт (периодически с неизбежностью повторяющийся)
нахождения заново того специфического продуктивно-функционального соотношения
между строением базиса и тенденциями роста производительных сил, каковое
соотношение и получило в марксизме название "соответствия".
Впрочем,– как по всему предшествовавшему анализу
нетрудно догадаться,– и о нас самих нельзя сегодня сказать, что мы
вышеочерченным механизмом институционализации
основного общественно-экономического противоречия уже располагаем;
наоборот, мы вынуждены были отметить, что возобладавшие на сегодняшний день
понятия о том, как лучше организовать плановую работу в государстве, вообще
избрали в качестве системообразующего, центрального звена такой работы
планирование не живой, единственно плодотворной целостности производительных сил и производственных
отношений, а выдернутого абстрактно из этой целостности (и лишённого,
постольку, всякой жизненности и всяких ориентиров) "научно-технического
прогресса".
Содержание девятнадцатого тезиса,– заключая,–
можно было бы подытожить примерно так: в современных условиях граница между
планированием и управлением,
с одной стороны, динамичным и демократическим
(социалистическим),
а с другой,– статически-элитарным
проходит
не по линии – сумело или не сумело общество планировать в народнохозяйственном
масштабе, но зависит единственно от того, сумело
оно или не сумело, в рамках народнохозяйственной плановой системы, сделать сознательно-институциональным периодическое срабатывание закона
соответствия производственных отношений характеру и уровню развития
производительных сил.
20/ Стало быть, если мы теперь зададимся вопросом,– какой же
базисный цикл вырисовывается перед нами в обозримой перспективе, какие нам надо
осуществить крупномасштабные преобразования в формах присвоения средств
производства, то решение (в общих его контурах) нами практически уже получено:
надо добиться, чтобы главное социодиалектическое противоречие (или закон соответствия
производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил) срабатывало
институционально; причём, вот эта
программа очередного социоструктурного "приведения
в соответствие" (а не "программа научно-технического прогресса")
должна служить становым хребтом всей прочей иерархии среднесрочных и
оперативных планов на 10 – 15 лет вперёд.
С каждым новым крупным, этапным по своему значению
"срабатыванием" закона соответствия человечество,– естественно,–
уточняет и свои представления касательно того, как это вообще должно
происходить; люди также нащупывают и стараются воплотить в жизнь всё более и
более адекватные, гибкие, совершенные формы протекания этого
фундаментальнейшего общественно-исторического процесса. Было время,– когда
только политическая революция в её классически-"взрывообразном"
варианте считалась полномочной "привести в соответствие" базис с
насущнейшими потребностями и устремлениями трудящихся масс; постепенно (в
особенности после Октября) начало проясняться, что хотя с определённого момента
революции-"катаклизмы" оказываются неоправданны и неприемлемы, тем не
менее, наверняка даже и коммунистический строй (не говоря о социалистическом)
будет регулярно, по истечении известных периодов, обнаруживать перед собою ту
самую "проблему проблем" материально-исторического развития, которая
искони составляла содержание и цель всякого революционного переворота:
производительным силам тесно в наличной базисной оболочке, производственные
отношения устарели, общество элитаризуется, элитаризация гасит инициативу и рвение
"низовых" производителей, "творческий тонус" в общественном
производстве падает, базисные структуры нужно менять. Структуры базисные нужно
менять, а переполох при этом нежелателен; вот отсюда, собственно, возникает
самая задача выяснения и развёртывания логики революционизирующего действия: как
обеспечить, чтобы то смыслообразующее, формирующее ход истории деяние, ради
которого революции и "затеваются" народом – её творцом,– как
обеспечить, чтобы оно совершалось не в виде разрушительного конфликта (а всякая
"традиционная" революция в какой-то своей части разрушительна), но полностью
институциональными, общественно-сознательными путями.
Содержание двадцатого тезиса, вкратце:
при "заземлении" вопроса о создании диалектико-материалистической
"логики строительства коммунизма" получается – в первом приближении –
вывод о необходимости своеобразного, "институционирования
революции"; надо институционализировать тот глубинный,
кардинальнейший акт отыскания динамического равновесия ("соответствия") между
базисом и производительными силами, который во всякой революции есть суверенное
дело народа в ней,– благодаря чему В.И.Ленин и характеризовал революцию
как приоритетный "метод исторического творчества" народных масс.
21/ Структурный облик революции, которая "перелилась в
институциональное русло" и в этом качестве сохранена и утверждена как
внутренняя движущая пружина, творчески-стимулирующий нерв коммунистического
строительства,– картина эта, в общем, далеко не столь загадочна, как может
показаться на первый взгляд.
Средь важнейших определений диалектического противоречия прочное
место занимает определение его через борьбу нового со старым, но
применительно к социальной жизни борьба с тем, что тормозит общественный
прогресс, есть критика, а постольку ввести главное противоречие
общественного развития в институционные, структурно-правовые рамки и значит
осуществить широкую программу институционализации массового
новаторски-критического волеизъявления в стране.
Всячески подчеркнём,– ограничиться здесь попросту статьёй в
Конституции никоим образом нельзя, здесь требуется именно развёрнутая
законодательная программа, нечто вроде кодекса, который
"расшифровывал" бы конституционное право на критику, подобно тому как
трудовой кодекс "расшифровывает" право на труд;
"критическое" законодательство должно тщательно разобрать и
упорядочить "типовые" коллизии, возникающие по поводу реализации
указанного права, и охватить примерно следующие области:
трудовые отношения,– прежде всего,– в которые давно уже необходимо
должны быть включены чётко проработанные гарантии участия в управлении
производством через критику имеющихся недостатков и выдвижение
предложений по их устранению; необходимо понять, наконец, что такие гарантии не
менее, а более важны, нежели многие
другие пункты трудового договора, ныне дотошно регламентированные, и их
отсутствие оборачивается столь варварским разбазариванием инициативы и
творческой энергии людей, которого социалистическое общество, не впадая в
опаснейшую деградацию, терпеть далее не может.
Сюда принадлежит,– во-вторых,– избирательная система,
которая у нас также совершенно деградировала, и по той же незамысловатой
причине: ввиду полного отсутствия в избирательном законодательстве не только
мало-мальски членораздельной регламентации, но вообще какого-либо упоминания о
возможности, для рядового гражданина, выступить с критикой по адресу
кандидата в депутаты в ходе предвыборной кампании. Между тем, со
времени введения Конституции 1936 года народ инстинктивно тяготел к тому, чтобы
именно избирательную кампанию использовать как инструмент разрешения наболевших
личностных и общественных проблем; политический инстинкт народа безошибочно
угадал в предвыборной критической дискуссии (конечно, должным
образом организованной) равноценную структурную замену
буржуазно-демократическому принципу "оппозиции" как принципу
политико-правовой "обратной связи",– каковую "обратную
связь" нельзя было просто упразднить, ни даже просто
"компенсировать": её следовало поднять на качественно-высшую
ступень. Свободное, массовое конструктивно-критическое волеизъявление
граждан, в том числе и при подготовке к избранию органов власти, как раз
представляет собою вот эту высшую, подлинно социалистическую ступень в развитии
способов контроля, со стороны трудящихся, над тем, как в действительности
управляется государство; надо было всемерно пойти навстречу этой здоровой,
стихийно пробивавшейся (и неуклонно продолжающей пробиваться) тенденции, а не
пытаться подавить её,– но именно на порочный путь удушения предвыборной критики толкают, сколь ни
печально, "законы о выборах", выпущенные в последнее время.
Симптоматично,– кстати сказать,– что законы сии, несмотря на их чрезвычайную
национально-политическую значимость, не выносились на общественное обсуждение;
по всей вероятности, авторы их и сами ни минуты не обманывались касательно антинародного характера своих творений и хорошо предвидели,
какую волну общественного несогласия и протестов вызовет новое поползновение
лишить массового избирателя права на критику депутатских кандидатур,–
но постольку и отнять у масс всякую реальность действительного
государственного, политико-стратегического выбора. Мы нынче все
получили прискорбно-обширную возможность убедиться, к чему приводят подобные
"выборы" без выбора,– к засорению властных органов людьми, которые
утратили деловые качества (а то и отродясь их не имели) или вовсе
морально-политически разложились, скомпрометированы такими поступками, что по
справедливости должны бы ждать для себя водружения скорее на скамью подсудимых,
нежели в зал заседаний Верховного Совета.
Мы задержались столь подробно на неизбежно предстоящей нам избирательной
реформе вследствие её (всякому понятного) особого веса в совокупности
шагов по институционализации "критики снизу"; коротко перечислим
ещё некоторые направления этой работы,– как уже сейчас видно, весьма
многообразной и разносторонней:
законодательство о печати (и о средствах массовой коммуникации в
целом); дело здесь в том, что внушительная часть взаимоотношений между
средствами массовой информации и общественностью падает на критические
выступления граждан (или попытки таких выступлений); обращение гражданина,
допустим, в прессу с критическими материалами того или иного характера являет
собою примечательный момент в осуществлении им права на критику,
оно должно неотрывно входить в оговорённую законом процедуру осуществления
названного права, и постольку должны быть законодательно предусмотрены такие
"стечения обстоятельств", когда
исключён, со стороны органа массовой информации, отказ
гражданину в обнародовании его критического мнения (по крайней мере, в
обнародовании самого факта,
что критическое мнение по затронутому вопросу имеет
место);
законодательство о порядке рассмотрения заявлений, предложений и
жалоб граждан; незачем доказывать, что подача заявления, предложения, а во
многих случаях и жалобы – простейший, демократичнейший способ реализовать
низовую критически-обновляющую инициативу, но этот поистине всеведущий и
наиболее надёжный (благодаря своей естественности) канал управленческого
"взаимокорригирования" будет практически омертвлён, если не провести
решительных мер против формального подхода к поступающим обращениям,– вплоть до
узаконения возможности преследовать по суду
любого "адресата" корреспонденции такого
рода за недобросовестность, волокиту, систематическое уклонение от ответа по
существу дела.
Мы коснулись бы тут, пожалуй, и ещё одной сферы
граждански-политических отношений – отношений, сформулируем пока так, по
поводу (или в процессе) деловой дискуссии; отношения эти играют в жизни
современного общества колоссальную и стремительно возрастающую роль, а
"регулируются", между тем,– если пристало это называть
регулированием,– разными допотопными "нормами" и деструктивными,
ущемляющими государственные интересы "традициями",– каковые традиции,
повторяя вслед за Гамлетом, "похвальнее нарушить, чем блюсти". Суть
явственно обострившейся здесь напряжённости такова, что при обсуждении научных,
инженерно-технических и прочих аналогичных проблем,– в силу самих объективных
закономерностей развития, борьбы нового со
старым в этих областях,– мнение критически настроенного меньшинства (или даже
"одиночки") легко может оказаться не просто вариантом искомого выбора,– вариантом, который
практически безболезненно отсеется через "подсчёт голосов"; нет, оно
может оказаться второй стороной объективно-диалектического противоречия,–
но элиминация этого второго диалектического противочлена отнюдь уже не
"безболезненна", она полностью извратит действительную
картину происходящего в данной области в данный момент и приведёт к
грубо-ошибочному, если не катастрофическому решению. В подобных ситуациях,–
когда противоборствуют две (положим) точки зрения, причём обе
"боеспособны" и разветвлённо аргументированы,– значение приобретает не
количество голосов, поданных за каждую, а количество самих этих точек
зрения; если первая,– к примеру,– пользуется поддержкой тысячи человек,
а вторая покамест заручилась "голосом" лишь непосредственного её
автора, то реальная объективно-диалектическая расстановка сил тут – вовсе не
тысяча к одному, но один к одному, и покуда мы не освоимся вполне с этой действительной
объективно-логической схематикой "общественного компромисса",
"общественного взаимопонимания", не найдём ей адекватного отображения
в системе наших институтов, у нас не будет твёрдой гарантии от периодического
вынесения таких "решений", которые затем требуют вдесятеро большей
работы уже не столько по их проведению в жизнь, сколько по ликвидации
причинённого ими разора.
Содержание двадцать первого тезиса:
институционализировать, сделать всецело общественно-осмысленным
механизм развёртывания и разрешения основного социально-экономического
противоречия ("институционализировать революцию", говоря более кратко
и броско), это то же самое, что институционализировать "массовую
критику снизу",– практически воплотить в широком комплексе
законодательных мероприятий программу, выдвинутую партией, как известно, ещё в
конце 20-х – начале 30-х годов;
поскольку никаких базисных преобразований (преобразований на
уровне основного общественно-экономического противоречия) нельзя выполнить без
помощи передовой политической надстройки, то институционализацию низовой
критики и надо рассматривать как "надстроечный облик" тех
коренных усовершенствований в механизме "работы" социалистического
базиса (в механизме его взаимодействия с производительными силами), которые нам
теперь необходимо предстоит осуществить.
22/ Содержание двадцать второго тезиса,–
– как выглядят вышеохарактеризованные наши предложения в свете общей
марксистско-ленинской теории становления коммунистического
социально-экономического и социально-политического устройства?
Марксизм-ленинизм подразделяет,– как мы знаем,– всю
коммунистическую общественно-экономическую формацию на две фазы: низшая – это социалистический
строй как таковой, высшая – здесь широко вступают в свои права
собственно-коммунистические общественные отношения.
[1] Ср.:
"В эпоху буржуазной революции, например, во
Франции, буржуазия использовала против феодализма … закон об обязательном
соответствии производственных отношений характеру производительных сил,
низвергла феодальные производственные отношения, создала новые, буржуазные
производственные отношения и привела эти производственные отношения в
соответствие с характером производительных сил, выросших в недрах феодального
строя. Буржуазия сделала это не в силу особых своих способностей, а потому, что
она кровно была заинтересована в этом. Феодалы сопротивлялись этому делу не в
силу своей тупости, а потому, что они кровно были заинтересованы помешать
осуществлению этого закона.
То же самое надо сказать о социалистической
революции в нашей стране. Рабочий класс использовал закон обязательного
соответствия производственных отношений характеру производительных сил,
ниспроверг буржуазные производственные отношения, создал новые,
социалистические производственные отношения и привёл их в соответствие с
характером производительных сил. Он мог это сделать не в силу особых своих
способностей, а потому, что он кровно был заинтересован в этом деле. Буржуазия,
которая из передовой силы на заре буржуазной революции успела уже превратиться
в контрреволюционную силу, всячески сопротивлялась проведению этого закона в
жизнь,– сопротивлялась не в силу своей неорганизованности …, а главным образом
потому, что она была кровно заинтересована против проведения этого закона в
жизнь." (И.Сталин. Экономические проблемы социализма в СССР. Госполитиздат,
1952, стр. 48–49.)