Наша аналитика
Арабское эхо советской катастрофы
В
ЧЁМ безусловно прав один из постоянных ораторов на митингах Съезда граждан СССР
в последние годы, доктор исторических наук Ю.Ермалавичюс, так это в том, что
надо было быть, в конечном счёте, форменными идиотами, чтобы добиваться, с
таким маниакальным упорством, силового по своей сути устранения с мировой
политической арены Советского Союза, равно как и мнимого
"опечатывания", для всей планеты, социалистического пути развития.[1]
Мировой
революционный процесс – процесс перехода в планетарном масштабе от
эксплуататорской, частнособственнической цивилизации к неэксплуататорской –
нельзя "отменить", подавить или что-то в этом роде, его можно только
вынудить приобрести некую новую форму. Причём, далеко не факт, что она окажется
для организаторов тотального дисбаланса в мире "приятней" предыдущих
его форм.
Покуда
перед самим СССР стоит задача преодоления внутренней контрреволюции и
освобождения от оккупации транснациональным империализмом, другие регионы
планеты страдают от того, что временно отсутствует координирующий и
консолидирующий центр всей революционно-преобразовательной активности
человечества: источник не только идейного, концептуального вдохновения и
ободрения, но зачастую и реальной государственной помощи и поддержки. Каковым и
являлся Советский Союз, в лучшие периоды его истории, для всех борцов за
социальную справедливость, за антиэксплуататорское будущее своих народов и
стран.
Арабскому
Востоку,– например,– объективно-исторически давно бы уже следовало построить у
себя некую версию "социализма с арабской спецификой". С арабской
спецификой, но и с некоторыми фундаментальными чертами социалистического
общества,– к числу коих принадлежит мощная "экспансия" государства в
экономику, задействование крупномасштабных модернизационных и инновационных
проектов (модернизационных в подлинном, а не в нынешнем опошленном смысле этого
термина).
Ведь
такие проекты, помимо своего прямого народнохозяйственного назначения,
выполняют ещё и огромную культурно-цивилизующую роль: роль, которую в их
отсутствие никакой другой род деятельности заменить, компенсировать уже не
может, а это приводит к самым деструктивным последствиям для нации.
С
этой точки зрения, что такое была, хотя бы, та же сталинская (и в целом
советская) индустриализация для нашей страны? Кроме всего прочего, это была
всепроникающая, поистине вездесущая система социального "лифтинга",–
которая буквально отовсюду, с самого "непрестижного" рабочего места,
из шахты, из кабины трактора или локомотива, от ткацкого станка, со свекловичного
поля и т.д., могла поднять трудящегося человека (и именно за его добросовестный
труд!) к вершинам общественного признания и уважения, вынести его имя на первые
полосы газет, делегировать во власть, позволяла сделать (при наличии ещё и
организаторских способностей) блестящую административно-управленческую карьеру.
Вспомните хотя бы популярный фильм "Москва слезам не верит",– разве
рассказанная в нём история не типична, почти обыденна для советской
действительности?
По
отношению к трудящимся индустриализационный проект не просто ликвидировал
безработицу: он открывал перед человеком труда, перед добросовестным рядовым
гражданином ЖИЗНЕННУЮ ПЕРСПЕКТИВУ. Ну, а теперь взгляните, о чём вопиёт молодое
поколение, высыпавшее на улицы ближневосточных городов. "Здесь не хулиганы
собрались,– кричит в объектив телекамеры молодой человек где-то в Ираке.– Сюда
образованная молодёжь пришла! Нас лишили нашей мечты, у нас украли мечту!"
Вот
оно что: у них украли мечту.
В наше время уже должно быть хорошо осознано всеми и марксистами, да и
немарксистами, что "кража мечты", лишение жизненной перспективы – это ничуть не менее тяжкое и
уродующее проявление эксплуататорства,
нежели прямое лишение работы и куска хлеба. С той только разницей, что
"нужда в жизненной перспективе" залегает на большей, сущностной
глубине человеческой личности, и чтобы эту нужду сформулировать, выразить,
требуется,– действительно,– известный уровень образованности. Но когда этот
уровень достигнут, отсутствие перспективы в жизни становится социальным
тараном, не уступающим по своей разрушительной силе ни голоду, ни бесправию, ни
оскорблённому национальному чувству, ни прочим революционным стимулам.
Не
что иное и произошло в наши дни в странах Магриба и на Ближнем Востоке.
Из-за
поражения Советского Союза в информационно-психологической войне, а отсюда и
общего откатывания мирового освободительного процесса назад (пусть и
временного), эти государства оказались в тупике некоего ресурсно-туристического
капитализма, в котором нет места развитию национальных производительных сил,
хотя бы отдалённо сравнимому с индустриализацией в СССР. Но при всех разговорах
о "постиндустриальном обществе", об "экономике услуг" и
т.п., если в стране не будет нормального промышленного – да, индустриального,
если хотите,– развития, то получится не страна, а этническая резервация, где
подрастающему поколению не найдётся, к чему руки приложить. Со всеми
вытекающими последствиями. В свете современных тенденций, люди учатся,
приобретают образование, а приобретя его, обнаруживают, что оно не может быть
применено. Заодно и те, кто не учился ничему, также применения себе не находят.
Если процент таких людей в государстве высок,– как это мы видим в сегодняшнем
арабском мире,– то других причин и поводов для революции искать уже не надо.
Вот
она и разражается: характерная "предсоциалистическая" или
"недосоциалистическая" революция. Революция из-за ненаступления
социализма в исторически положенный срок; но в равной мере и обречённая вновь
его не достичь: поскольку не просматривается в ней чётко очерченной
политической силы, способной сыграть роль
гегемона, с убедительной программой требуемых
преобразований. Вряд ли оправданно и называть её, по давнишней инерции,
буржуазно-демократической, хотя в ней много крику о "свободе":
буржуазно-демократическая революция массам, заставившим уйти Бен Али и
Мубарака, объективно не нужна,
им нужна не пустопорожняя "свобода", а всесторонне гарантированное
ПРАВО НА ТРУД и на беспрепятственную реализацию своих созидательных
возможностей.
Им
нужно то, что должно было бы наступить к настоящему времени в
СССР, если бы СССР не оказался выбит из колеи психоинформационной войной[2];
а будучи достигнуто в СССР, оно производило бы громадное просветляющее и
воодушевляющее действие на весь остальной мир и повсюду стимулировало бы
поворот событий не в ложно-"демократическое", но в истинно и
прогрессивно социалистическое русло.
Пока
же в поле зрения масс нет этого необходимого ориентира и маяка, то может,– к
великому сожалению,– остаться практически безрезультатным даже такое взрывное
извержение народной пассионарности, которому мы являлись свидетелями в минувшие
незабываемые недели. Ведь молодые безработные продолжают бежать из Туниса в
Европу,– мотивируя это тем, что после "январской революции" ничего не
изменилось. А чего же вы ждали-то от неё, от этой вашей "январской
революции"? Что тут же откроются для вас десятки тысяч новых и
привлекательных рабочих мест? Для этого мало низложить очередного диктатора,
для этого нужна, вот именно, социалистическая
индустриализация,– пусть даже ей придумают какое-нибудь более "современно"
звучащее наименование. Но суть требуемого сдвига от этого никаких изменений не
претерпит: это должен быть мощный рывок в развитии общественных
производительных сил, столь же адекватный нынешней эпохе, сколь была адекватна
своей эпохе,– повторим ещё и ещё раз,– индустриализация в Советской стране.
МЕДВЕДЕВ
с Путиным на свой лад правильно не боятся воспроизведения ближневосточной
катавасии у нас в России. ("Этот сценарий не пройдёт…")
И
действительно, наших отечественных квислингов совсем другой сценарий поджидает;
хотя навряд ли более утешительный для них, нежели то, что приключилось с тем же
Мубараком. Наверняка ещё Мубараку-то позавидовать придётся.
Но,
как бы то ни было, происходящее на Арабском Востоке и только ещё имеющее
произойти на территории временно оккупированного СССР существенно
неравнозначно: там революции "вдогонку" непостроенного в нужный срок,
хотя и объективно востребованного социализма, здесь у нас –
национально-освободительная война. Война за возвращение и дальнейшее развитие
социализма, который построили, но отстоять от объединённой агрессии внутреннего
и внешнего классового врага не сумели.
Правда,
там тоже есть временно оккупированное государство: это Ирак. Но в Ираке
протесты пока идут в русле возмущения не самим фактом оккупации как таковым, но
лишь "недостатками" коллаборационистского режима как якобы
"законной" власти.
И
тем не менее, можно думать, что кое-какие выводы для себя "Медвепуты"
всё-таки сделали,– в отличие от наших, как всегда, идеологически не
проспавшихся "левых сил".
Выводы
эти касаются роли и значения в историческом процессе такой категории, как
НАРОД.
Скажем
сразу же, что в плане нашей общей, много лет нами пропагандируемой оценки
освободительной ситуации как у нас в стране, так и повсюду на земном шаре,– в
этом плане новая Арабская революция впечатляюще подтвердила правильность нашего
упора именно на народ. (А не на отдельно взятый, как бы
"отпрепарированный" и вычлененный из народа класс.)
Вопреки
сыплющимся на нас в данной связи обвинениям, марксистский классовый подход при
этом ничуть не страдает,– как и в сакраментальном уже случае с Советским
народом. Просто пользоваться марксистским понятийным инструментарием надо во
всей его совокупности, а не выборочно.
Итак,
бросается в глаза,– прежде всего,– что революция, по своему объективному
содержанию стопроцентно и характерно "классовая" (решающая,–
фактически,– проблему перехода к социализму) обошлась едва ли не полностью без
таких традиционно "классовых" атрибутов, как стачки и забастовки. Да
и чего ради бастовать людям, которые пребывают в бессрочной
"забастовке" по причине своей безработности. Это показывает, что
"пролетариатом" революционизирующих массовых выступлений вполне может
оказаться не тот, кто в данный момент стоит у станка и боится потерять работу,
но тот, кто к этому самому станку или другому рабочему месту отчаялся уже
пробиться. Под определение "народа" такой "потенциальный
пролетариат" подходит, определением же "рабочего класса" (как и
"трудовой интеллигенции") он попросту не "накрывается" и
остаётся упущен из виду. Между тем, он-то и есть главная "закваска"
назревающего взрыва.
Из
таких "отверженных" может сформироваться ударная "критическая
масса", более чем достаточная для опрокидывания любой власти. А кто такие
наши так называемые "фанаты", учинившие непредставимый до тех пор
дебош на Манежной площади? В печати справедливо отмечалось, что по большей
части это подростки из малообеспеченных семей, интуитивно уже учуявшие,
насколько безнадёжно для них будущее в медвепутинской Эрефии. Пока они винят в
этом кавказцев и прочих "чужаков", но разве не могут, рано или
поздно, прозреть и обвинить, кого следует? И тогда ведь тоже этот несостоявшийся "рабочий класс" обойдётся без
забастовок…
Короче
говоря, стало проясняться,– хотя и не для всех, и не в должной мере,– что не
может быть сколь-либо реалистичной политики без учёта такого
"фактора", как НАРОД, причём увиденный именно социально-политически,
а не узко демографически. Нежелание и неуменье вести надлежащий
"диалог" с Народом как с социально-политическим и
социально-историческим существом для "элит" определённого сорта
заканчивается, практически неизбежно, тем, что в один прекрасный день
"вдруг" полетишь из властных кресел вверх тормашками, и никакая армия,
никакой Обама не только не помогут, но даже и не попытаются вмешаться.
Соответственно,
от нашего кремлёвского дуумвирата и пошли разглагольствования об
"общероссийском народе" и "общероссийском патриотизме", о
"создании полноценной российской нации" как некоего государственно
объединяющего начала. При этом ничуть не стесняются ссылаться,– хотя и с
привычным высокомерно-пренебрежительным фырканьем,– на опыт формирования
Советского народа.
Никакой
"новой российской нации" у коллаборантов, конечно же, не получится,
но до чего симптоматично это лихорадочное рытьё в оплёвываемом и отрицаемом, но
объективно единственно верном советском
направлении!
И
теперь представьте, насколько победительно выглядела бы сегодня наша
"оппозиция", если бы она в минувшие годы догадалась всё же положить в
основу своего идеологического курса советский
патриотизм. Но увы,– в застойном омуте нашего "комдвижения"
об этом пока что можно только мечтать…
СОБЫТИЯ
вокруг Ливии заставляют снова и снова поражаться: что же это у нас за
удивительная такая организация, эта самая ООН?
Мы
отнюдь не принадлежим к поклонникам каддафиевской "Джамахирии", но
существует же международное право, которое распространяется,– надо полагать,– на
все государства – члены ООН, в том числе и на Джамахирию.
В
стране идёт внутренний конфликт, который,– покуда он явным образом не
завершён,– другими государствами может лишь
трактоваться так или иначе, но нельзя же в разгар
конфликта лезть в него с односторонними "санкциями", авианосцами,
"гуманитарной помощью" и прочим
тошнотворно-"демократическим" антуражем. Вы считаете, что там народ
восстал против "режима", но вы же сами столько лет признавали этот
"режим" членом вашей организации и законным правительством этой
страны. Где же у вас тогда глаза-то были? С какого дня и часа, укажите точно,
"режим" Каддафи перестал быть в Ливии законной властью? Он вам не
нравился (он и нам не нравился), но о его легитимности, в конечном итоге, не
вам и не нам решать.
Можно
ли не обратить внимания, насколько разительно происходящее в Ливии отличается
по ряду "параметров" от того, что имело место в том же Египте? Там –
безоружные граждане в палатках на площади Тахрир, часть из них с жёнами и
детьми; тут нам показывают вооружённую до зубов публику, которая весьма
проворно успела обзавестись танками и тяжёлой артиллерией. Ничего себе,
"мирные демонстранты"… Безусловно, правительство не должно стрелять в
народ. Но есть ведь и другая сторона этого вопроса: должен ли народ начинать
"разборку" с правительством, которое он преспокойно терпел сорок
лет,– должен ли он начинать её с танковой пальбы? И если он всё-таки её именно
так начинает, то возникают сомнения, не правда ли,– уж не тот ли это
"народ", который служит людским "наполнителем" разных
"цветочных революций"? Мы ничего не утверждаем, но вот и президент
Йемена Салех без обиняков говорит, что волнения в стране "направляются из
Тель-Авива и Вашингтона". А уж откуда "направляются" беспорядки
в сугубо неугодном Вашингтону Иране,– здесь и гадать долго не стоит. Мало того,
уже и о Китае позволяют себе рассуждать (на Евроньюс) в той же терминологии:
мол, "коммунистический режим", "революция жасмина"…
Словом,
любителей тушить пожар керосином хватает, и они, конечно же, будут стараться
подверстать к "арабскому катаклизму" всевозможные "цветочные"
мероприятия в тех точках планеты, где ситуация складывается (или уже сложилась)
нежелательно для них.
…
Ну вот, ливийские "повстанцы" практически уже и об иностранной
военной интервенции запросили. И естественно, Штаты тут как тут. Нефть-то, она
не в одном лишь Ираке. Сколько было воя по поводу прохода через Суэц двух
иранских кораблей, а "штатники" двинулись по Суэцкому каналу замыкать
морскую блокаду Ливии,– вовсе не делая никаких секретов из своих намерений,–
это ничего, это можно…
Т.Хабарова
2 марта 2011г.
[1] См.: Информационно-аналитические обзоры по нашим
митингам 17 марта 2010г., 17 марта 2009г., 7 октября 2008г. и др. http://cccp-kpss.narod.ru/mitingi/MITINGI.HTM.
[2] См. Т.Хабарова. "Свободные
профсоюзы" и иные события в ПНР в свете марксистской концепции двух фаз
коммунистического революционного процесса. "Советы граждан
СССР" /г. Ростов-на-Дону/ №7, июль 2007г. http://cccp-kpss.narod.ru/arhiv/soprobes/PNR-81.HTM.