Секретарь-координатор
Большевистской платформы в КПСС,
канд.
филос. наук
Т.ХАБАРОВА
МАССА И
ЛИЧНОСТЬ
В ПОЛИТИКО-ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ И.В.СТАЛИНА
(В СТАЛИНСКОЙ
ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ)
Выступление
на Международной
научно-практической конференции
"Время
о роли масс и личности в истории"
(к 130-летию
со дня рождения И.В.Сталина)
Москва, 25 декабря
УВАЖАЕМЫЕ
ТОВАРИЩИ,
мне
хотелось бы предложенную для обсуждения проблему повернуть вот под каким углом.
В
представленном нам проспекте конференции предлагается "роль личности в
истории" обсуждать на материале деятельности,– но таким образом и
личности,– в основном самого И.В.Сталина.
Между
тем, личность имеется ведь не только у вождей. Она имеется у каждого из тех,
кто составляет вторую сторону антитезы – массу. Более того, не кто иной, как
наши классики,– В.И.Ленин и И.В.Сталин,– всячески подчёркивали, что масса
способна сыграть действительно решающую роль в истории лишь в той мере, в какой
каждый из составляющих её индивидов начинает осознавать себя, вот именно,
личностью. Появление у массы Вождя – это, в сущности, сигнал и симптом как раз
вот этого "проклёвывания личности" в каждом из её участников, сигнал
и симптом необходимого субъектного
созревания народа, в массовом порядке, для свершения великого
исторического Дела. У стада ни Вождя, ни Дела не бывает. Творит историю лишь
масса, обретшая,– в той или иной степени,– историческое самосознание, а то, что
она таковое обрела, как раз и находит себе выражение в образовании у неё Вождя.
В.И.Ленин
считал,– как известно,– высшим "методом исторического творчества
народа" революцию: периоды
"непосредственной политической деятельности «простонародья»",
"когда именно просыпается мысль и разум миллионов забитых людей,
просыпается не для чтения только книжек, а для дела, живого, человеческого
дела, для исторического творчества"[1].
Вопрос,
который не сразу, но неотвратимо поднимается из глубин этого ленинского
прозрения: это судьба революции после
революции. Ну, если это вершина исторической творчественности народа,
то не может же и не должно творческое начало в народе померкнуть, спуститься на
более низкую ступень после того как революция сама по себе, так сказать,
отшумела. Речь-то ведь идёт о нашей, пролетарской революции.
Революционный
потенциал народа (т.е., его творческий потенциал в своём наивысшем выражении)
должен, сохраняя полностью свою энергетику, облечься в какие-то новые внешние
формы. Иначе говоря, после революции революция
должна быть институционализирована.
Вот
эту сложнейшую, головоломную проблему протекания
революции в институциональной форме и решил И.В.Сталин в своей демократической модели,– как мы
давно уже, где-то с 1990-х годов, её называем.[2]
Правда, это решение на концептуальном уровне, оно пока ещё не нашло себе
непосредственного практически-политического воплощения, но его историческая
значимость и перспективность этим не умаляются. А проблема запредельная по
своей трудности; мировой коммунизм бился над ней весь двадцатый век, достаточно
вспомнить хотя бы Мао Цзэдуна с его идеей "продолжения революции при
диктатуре пролетариата".
Перед
Сталиным проблема эта предстала в своём, политически едва ли не наиболее
озабочивающем и безотлагательном облике: как вопрос о создании механизма оппозиционности в
рамках государства диктатуры пролетариата. Ведь без оппозиции – т.е., без
обратной связи в политическом организме – никакая государственность, в том
числе и диктатура пролетариата, существовать не может.
Но
единственным известным на тот момент способом организации политической обратной
связи в обществе являлась многопартийность.
Однако,
И.В.Сталин бесконечно проницательней других своих современников и соратников
разглядел, что многопартийность, это не есть средство выражения разномыслия в
государстве вообще, но только лишь средство выражения разномыслия на буржуазный лад. Диктатура
пролетариата есть государственность идеократическая,
она монопартийна не ситуативно, не тактически, она монопартийна в принципе. При ней правящая партия не может приходить во
власть и уходить от власти, ибо её уход от власти тут же обернётся сменой
общественного строя.
Иными
словами, при социализме партии – или, шире, группе – как фактору
оппозиционности надо искать равноценный по эффективности эквивалент.
И
такой эквивалент Сталиным был найден. Как на главный оппонирующий власти фактор
в государстве диктатуры пролетариата он указал на ЛИЧНОСТЬ, на личность
рядового трудящегося, рядового советского гражданина. Это открытие, воистину
эпохального масштаба, было им сделано в его политико-философской концепции – в
программе развёртывания массовой
критики снизу, массовой низовой критически- творческой инициативы.
"А
что требуется для того, чтобы развязать силы и способности рабочего класса и
вообще трудящихся и дать им возможность приобрести навыки к управлению страной?
Для этого требуется … проведение лозунга критики снизу недостатков и ошибок
нашей работы. Если рабочие используют возможность открыто и прямо критиковать
недостатки в работе, улучшать нашу работу и двигать её вперёд, то что это значит?
Это значит, что рабочие становятся активными участниками в деле руководства
страной, хозяйством, промышленностью."[3]
Большевистская
платформа,– как выше было сказано,– уже давно предложила трактовать концепцию
"массовой критики снизу" как сталинскую
демократическую модель. В ней Сталин являет нам себя ещё в одной,
причём наисовременнейшей ипостаси своего гения: как первооткрыватель, вместе с
В.И.Лениным, всемирноисторически нового типа демократии. Это демократия
непредставительная, демократия ленинского "поголовного участия в
управлении", где полноправным, суверенным агентом политического действия в
стране, наравне с любыми структурами и группами, станет самостоятельная,
созидательно-критичная ЛИЧНОСТЬ рядового гражданина. Необходимо только подчеркнуть,
что личность в своей роли оппонирующего фактора должна быть мощно, всесторонне
защищена во всех аспектах её критического волеизъявления – защищена и на уровне
конституционном, общеправовом, и нормами правоприменительного законодательства.
Не
касаясь теорий "отмирания государства",– а оно, надо полагать, долго
ещё никуда не денется,– в этих рамках величайшие умы, начиная с Жан-Жака Руссо,
если не раньше, не сомневались, что будущее человечества – это демократия как
раз непредставительная, личностная, "поголовная".
И
мы можем только гордиться, что путь к этому вдохновляющему идеалу проложила
Советская власть, а наиболее конкретный и реалистичный, наиболее близкий к
осуществлению его проект сформулирован светочами марксистской, коммунистической
мысли.
________________________________________________
Оргкомитет
Большевистской платформы в КПСС
Исполком Съезда
граждан СССР
Москва 127322, а/я 82.
Контактный телефон
в Москве: (495)610-56-83, моб. 8.926.848.76.75.
http://cccp-kpss.narod.ru;
E-mail: pochta-sssr@mail.ru.
[1] В.И.Ленин. ПСС, т. 12, стр. 316, 326–329.
[2] См. об этом: Т.Хабарова. КПСС: большевизировать, но теперь придётся ещё и воссоздать;
Программное заявление Большевистской
платформы в КПСС к XX конференции и XXIX съезду
КПСС. В кн.: Материалы Второй межрегиональной
конференции сторонников Большевистской платформы в КПСС (Москва, 3 октября
1992г.). М., "Палея", 1992; [http://cccp-kpss.narod.ru/bpk/konf/konf2/KPSS92.htm].
Т.Хабарова. И.В.Сталин и проблемы
развития социалистической демократии. Выступление на IX заседании политклуба Московского центра БП в КПСС 21 декабря 1994г.
Информбюллетень "Светоч" №38, сентябрь 1996г. – январь 1997г., также
"Советы граждан СССР" /г. Ростов-на-Дону/ №5, декабрь 2006г.;
[http://cccp-kpss.narod.ru/bpk/poliklub/z9/vyst9.htm]. Т.Хабарова. Власть и знание. Выступление на XVII заседании политклуба Московского центра БП в КПСС 6 сентября 1995г. В кн.:
Т.Хабарова. Большевизм сегодня: уроки, проблемы, перспективы (К 100-летию II съезда РСДРП). М.–Арзамас-16, 2007; [http://cccp-kpss.narod.ru/bpk/poliklub/z17/vlastiz.htm].
Т.Хабарова. Идеология решает всё.
Доклад на Расширенном пленуме Оргкомитета БП в КПСС 13 июля 1996г.
"Светоч" №37, июнь – август 1996г.;
[http://cccp-kpss.narod.ru/bpk/konf/rplen96/Ideolog.htm]. Большевистская платформа в КПСС – 2001. Программное
заявление. Принято на Третьей межрегиональной конференции сторонников Платформы
(Москва, 14 июля 2001г.). В кн.: Возрождение СССР – единственный шанс для
страны и мира. Движение граждан СССР, Арзамас-16, 2006; [http://cccp-kpss.narod.ru/bpk/BPLAT.htm].
Т.Хабарова. Большевизм сегодня:
уроки, проблемы, перспективы (К 100-летию II съезда
РСДРП). Выступление на XXX заседании политклуба Московского центра БП в КПСС 14
августа 2003г. В кн.: Т.Хабарова. Большевизм сегодня: уроки, проблемы,
перспективы (К 100-летию II съезда
РСДРП). М.–Арзамас-16, 2007; [http://cccp-kpss.narod.ru/bpk/poliklub/z30/O2RSDRP.HTM].
И др.
[3] И.Сталин. Соч., т. 11. Гослитиздат, М., 1952, стр.
37.