Председатель Исполкома
Съезда граждан СССР,
канд.
филос. наук
Т.ХАБАРОВА
ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ НАРОД –
– ЭТНИЧЕСКОЕ ЯДРО
СОВЕТСКОГО НАРОДА
Выступление
на научно-практической конференции
Патриотического союза женщин
"Проблемы русского народа в
современных условиях
и пути их решения"
Москва, 12 декабря
УВАЖАЕМЫЕ
ТОВАРИЩИ,
возможно, в вашей аудитории моё выступление
прозвучит,– в какой-то его части,– неким диссонансом; тем не менее, то, что я
имею сказать, должно быть здесь сказано.
Народ – это реальность, исторически
развивающаяся. На территории нашей страны, тот народ, который был во времена
Киевской Руси, татаро-монгольского нашествия, Ивана Грозного, Александра II,
В.И.Ленина и И.В.Сталина,– это, согласитесь, весьма различные исторические сущности.
Очутившись в компании наших соотечественников примерно XII века, мы наверняка
не поняли бы, о чём они говорят. Наш великий и могучий русский язык бессилен
был бы нам помочь, ибо в том виде, как мы им пользуемся,– вместе с нашими
ближайшими предшественниками,– он тогда попросту не существовал. Даже в эпоху
Петра I и М.В.Ломоносова между нами и нашими тогдашними сородичами встал бы
ощутимый языковый барьер. Но ведь то же самое касается, ещё в большей мере, и
менталитета нации в целом.
Да, мы русские, но пренебрегать теми
изменениями, которые происходят с народом на протяжении его истории,– эта
позиция ничуть не лучше, чем недостаточное внимание к проблемам его
национальной идентичности.
На разных этапах своего исторического пути народ
самоидентифицируется по-разному. Причём, первостепенно важно то, как он
самоидентифицируется на государственном уровне; ибо именно в лице своей
государственности он вступает в соприкосновение с другими народами,– т.е., в
конечном счёте, фигурирует на арене мировой истории. Понятно, что и внутренняя
политика в стране полностью определяется тем, как народ предстаёт в глазах им
же созданной государственной власти: как
и каким способна эта власть
представить вверенный (или вверившийся) ей народ перед ним самим и перед его
партнёрами в межгосударственных отношениях.
В свете сказанного, совершенно недопустимо
игнорировать ту государственную самоидентификацию нашего народа, которой он
достиг, которую он сознательно и добровольно принял в послеоктябрьский период,
за годы Советской власти: т.е., его самоидентификацию в качестве Советского
народа.
Напомню всем радетелям "русскости": у
вас в ваших советских паспортах, в графе "национальность", что было проставлено?
Правильно,– что вы русские. А теперь и графы-то этой нет. Введение понятия
"Советский народ" абсолютно ничьих и никаких национальных чувств не
ущемляло. И в то же время И.В.Сталин говорил о русском народе не иначе как о
великом народе и однозначно ставил его на первое место среди прочих,– хотя и
равных.
Именно сталинская трактовка национального
вопроса позволяет сделать вывод о великом
русском народе как этническом ядре Советского народа. Что и было
констатировано Съездом граждан СССР как постоянно действующим органом, и эта
формулировка давно уже включена в наши официальные материалы.
Через категорию
"Советский народ" оказалось впервые выражено в
государственно-правовой, институциональной форме одно из важнейших свойств
нашего народа, которое Ф.М.Достоевский в своей знаменитой речи о Пушкине 8 июня
1880г. охарактеризовал как "всемирную отзывчивость", или
"всечеловечность".[1]
Сегодня мы определили бы это уникальное качество
как способность конструктивного, неразрушительного контакта и взаимодействия с
любыми другими этносами. А ведь сколько даже и выдающихся народов на земном
шаре этой способностью практически не обладают.
Благодаря этой своей удивительной национальной
черте русский народ и стал связующей основой, человеческим цементом возникшей
на нашей земле государственности будущего – светоносного Советского Союза.
Поэтому давайте не попадаться в расставленную
нам нашими врагами ловушку поисков и утверждения "русскости" как
чего-то жёстко обособленного от других наций и им противополагаемого. "Ибо
что такое сила духа русской народности,– прорицал наш национальный гений,– как
не стремление её в конечных целях своих ко всемирности и всечеловечности?"
"… потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретённая, а
силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей."[2]
Не может быть никаких сомнений, что Советский
Союз, как материализовавшийся прообраз вот этого "братского окончательного
согласия всех племён"[3],
не только восстанет из нынешних руин, и восстанет в ещё большем могуществе и
совершенстве, но по этому пути в самом недалёком будущем двинется и всё
остальное население планеты.
Посмотрите, что произошло с Европой. Павел
Бородин проницательно заметил, что европейцы при составлении своего
Лиссабонского договора "взяли за основу" Конституцию СССР. И
действительно, не от нас ли явилась сама эта идея союза равноправных суверенных
государств, управляемых из единого центра, с прозрачными границами между ними,
и т.д.?
Полвека назад известный африканский лидер,
тогдашний президент Ганы Кваме Нкрума в своей книге "Африка должна
объединиться" призвал к созданию Союзной Африки, Союза африканских
государств.[4]
Так что не один лишь "призрак
коммунизма" бродит в наши дни по всему миру, но и "призрак
СССР", а вместе с этими объединительными процессами неизбежно обретёт
новую актуальность и новую, волнующую притягательность представление о
Советском народе.
И тем паче нам, родоначальникам этого
всемирноисторически значимого феномена, людям, которые ещё совсем недавно
носили, а наиболее дальновидные из нас и по сию пору носят гордое звание
гражданина СССР,– тем паче нам не к лицу, да и попросту глупо от всего этого
отрекаться и уступать неизвестно кому – европейцам, африканцам – наше
первородство.
ТАК; это была философия и поэзия, уделим теперь
немного внимания юриспруденции.
Я не могу и не буду развивать здесь, в очередной
раз, нашу концепцию СССР как временно оккупированной страны; весь ход событий с
каждым днём убеждает, что такая оценка объективно сложившейся ситуации
единственно и неоспоримо правильна.
И как всякая реалистичная оценка, она и
единственно рекомендативна, в смысле указания путей разблокирования
создавшегося тупика.
Мы все пронзительно ощущаем нашу внутреннюю
моральную правоту, но под моральную правоту должна быть подведена и база
правоты внешней, юридической, иначе всё это просто не сработает.
Пока мы изображаем из себя
"оппозицию", наша правота – это выигрыш или проигрыш на выборах. Но у
нас-то страну отняли не на выборах, а средствами информационно-психологической
войны. Зачем же мы совершаем эту роковую ошибку – позволяем режиму, который
де-факто является стопроцентно оккупационным, перетаскивать нас на своё
правовое поле, где мы всегда и фатально будем в проигрыше?
Нам надо, наоборот, заставить режим сражаться с
нами на нашем поле, где мы – силы Сопротивления фактической ползучей оккупации,
а режим, именно как оккупационный, коллаборационистский, априори нелегитимен,
несмотря ни на какие "выборы", хоть бы он их каждую неделю проводил.
Вся "тонкость" тут в том, что эту
борьбу мы можем вести и выиграть только в статусе Советского народа. Народ
оккупированной страны имеет право сопротивляться оккупации всеми доступными ему
способами. И это никакой не "экстремизм", это международно признанная
правовая норма. Но страна, которая в данном случае оккупирована,– это СССР; носителем
же власти и государственного суверенитета в СССР был и продолжает оставаться
Советский народ.
Если нам суждено уцелеть и выжить в постигшей
нас катастрофе, то мы уцелеем и выживем только как освободившийся от
транснациональной империалистической оккупации СССР.
И если нам суждено уцелеть и выжить, то нынешняя
наша бесхребетная "оппозиция" должна смениться мощным освободительным
движением заново консолидированного Советского народа. Причём, такая постановка
вопроса не только не принижает роли русского народа, но как раз русский народ и
должен выступить вот этим консолидирующим ядром нашего, вновь нами обретённого
многонационального единства.
В заключение хочу лишь подчеркнуть, что эта
перспектива освобождения – через новую консолидацию Советского народа, с
русским народом в качестве консолидирующего ядра,– она, кроме всего прочего,
наименее разрушительная и кровопролитная из всех, какие могут быть предложены.
Ведь здесь мы на каждом шагу опираемся на нормы права (на какие конкретно, мне
не удастся уже перечислить). А где больше правосообразности, там всегда меньше
всякой сумятицы и всяких конвульсивных действий. И это в сегодняшних условиях,
когда люди до предела затерроризированы всевозможным насилием,– это, как
представляется, далеко не последний довод в пользу именно такого решения
проблемы.
[1] См. Ф.М.Достоевский. Пушкин. Собр. соч., т. десятый.
Гослитиздат, М., 1958, стр. 455, 456.
[2] Там же, стр. 456, 458.
[3] Там же, стр. 458.
[4] См. ||www.kenyasocialist.org||