Кандидат философских наук
Т.ХАБАРОВА.
Москва, август 1988г.
"Передаём
комментарий,
отражающий точку зрения
правительства Соединённых
Штатов…"*
Вот эта хорошо знакомая заставка из репертуара
"Голоса Америки" невольно приходит на ум по просмотре вашего, т.т.
Барщевский и Виолина, очередного изделия.
Воистину, нет таких домыслов западной
пропаганды, имеющих касательство к затронутой в фильме проблематике, которые не
были бы авторами фильма "художественно" (с позволения сказать)
отпрепарированы и преподнесены советскому зрителю в качестве некоего
"нового прочтения" действительно сложных и драматических страниц отечественной
истории. Объявляя, вслед за Хрущёвым, классовую позицию в трактовке
исторических событий "манией", режиссёр и сценарист в то же время с
упорством, поражающим своей доподлинно шизофренической неотвязностью и
изворотливостью, буквально "выкручивают" любую совокупность фактов
так, чтобы во всём дурном, что только совершалось в Советском Союзе и вообще в
мире в обозреваемые годы, непременно оказался повинен лично, непосредственно и
главным образом И.В.Сталин.
Чтобы получить возможность лишний раз
ненавидяще, вот уж и впрямь маниакально ткнуть пальцем в Сталина, создатели
фильма не гнушаются никакими передёржками, никакими искажениями действительной
исторической панорамы, с лёгкостью необычайной готовы запросто
опрокинуть ушат грязи на несомненные и неотрицаемые наши успехи, если только
они были достигнуты "при Сталине", по существу на многих и многих
честно, творчески и вполне результативно работавших советских людей. Так, наша
водородная бомба вышла-де "лучше" соответствующей американской (ведь
она появилась уже в "эпоху" Хрущёва!); но вот бомбу атомную,– которую
делали "при Сталине", да ещё и под непосредственным руководством
Л.П.Берия,– её мы вроде и вовсе не могли самостоятельно осилить,
"украли" секрет у американцев через какого-то перебежчика. Диву
даёшься,– как можно позволять размусоливать со всесоюзного телеэкрана подобную
чушь, глубоко оскорбительную уже не для Берия и Сталина, но в целом для
советской науки, для нашей страны. Возможно, перебежчики и были; весьма
вероятно также, что их внимательно выслушивали и в нужной мере использовали
предлагаемые сведения, но утверждать,
будто судьбу "атомной гонки" решил какой-то Фукс, могут лишь люди,
которым, простите, уже не Сталин, а весь наш советский строй как таковой
"застрял" костью в горле.
Прекрасно известно, что "урановая
комиссия" у нас в стране была образована ещё летом 1940г., что в
предвоенный период интенсивно велись работы по сооружению достаточно мощного по
тем временам циклотрона – устройства, без которого неосуществимо сколь-либо
основательное изучение цепной реакции. Сообщение о монтажных работах по
циклотрону появилось в "Правде", по драматическому совпадению,
Как видим, события развивались своим чередом, и
заявлять нынче, якобы мы Фуксу обязаны своим восхождением к вершинам ядерного
могущества,– это не "воскрешение истины", а беспардонное, бесстыдное
оплёвывание труда, таланта, творческого горения и гражданской сознательности
тысяч лучших представителей советского рабочего класса, управленческого
"корпуса"[2], научной и
инженерно-технической интеллигенции.
Безусловно, вся эпопея завоевания нами ядерного
паритета с Соединёнными Штатами ещё ждёт самого "въедливого"
исследования, в том числе и художественными средствами. Здесь есть чему и
поражаться, и поучиться: это и "молниеносное", уважительное и
серьёзное реагирование высших "эшелонов власти" на толковое,
граждански озабоченное обращение "снизу"; и широта, обстоятельность
предварительного обсуждения даже самых "секретных" вещей; и
оперативность, стремительность решения организационных задач; и способность
тогдашнего партийно-государственного руководства создавать атмосферу не
какого-то выдуманного "страха", но величайшего доверия к кадрам, к
облечённым ответственностью людям, что, в свою очередь, подвигало их на
подлинное самозабвение в исполнении своего долга и делало достижимой любую
разумную цель.
"… Мне кажется, что сейчас так работать
многие разучились,– вспоминал Н.А.Доллежаль.– Порой создается впечатление, что
специалисты друг другу не верят. Раньше вызывали и спрашивали: "Как
сделать?" Ты отвечал, как именно думаешь. "Хорошо, делайте",–
слышал в ответ. И всё тут же утверждалось. Конечно, время было иное, но такой
стиль работы мне импонирует."[3]
"Мы все работали с полной отдачей сил,
работали и одновременно учились, как нужно реализовать на практике, в
промышленности, научную разработку." (А.П.Александров.)
"Я думаю, … это не столько предмет
воспоминаний, сколько объект изучения, инструмент, который может неплохо
послужить нам сегодня и завтра." (М.З.Олевский.)[4]
Нельзя не присоединиться к такой оценке.
Специфический "сталинский стиль" в работе,– которому, кстати, всецело
и даже как-то необъяснимо противоположна стагнационная "манера",
воцарившаяся у нас, к сожалению, в последующие десятилетия,– это одно из
значительнейших приобретений социалистического строительства. Не злобствующие,
параноидальные обвинения и наветы, а объективный и непредвзятый анализ и показ
этого феномена,– пока ещё не ушли от нас ветераны, могущие поделиться
драгоценными свидетельствами,– вот что, единственно, заслуживало бы здесь
обязывающего наименования правды и внесло бы действительный, благотворный вклад
в оздоровление сегодняшней обстановки и на хозяйственном, и на идейно-политическом
"фронтах".
Если попытаться прикинуть, какой
"художественный приём" наиболее широко используется творческим
коллективом рецензируемого фильма, непреодолимо останавливаешься на несколько
неожиданном в данном контексте "определении": инсинуация. И в самом
деле, как иначе назвать все эти "устрашительные" измышления, вёртко
балансирующие на грани между сплетней, в которую не поверили (от неё ещё не
поздно отречься), и сплетней, на которую кто-то "клюнул" (её можно
далее с гордым видом выдавать за непререкаемый "факт"). К примеру,
Г.Н.Флёров ужасно-де, смертельно "рисковал", садясь за письмо
И.В.Сталину,– с ним (Флёровым), мол, бог знает что могло случиться. Но ведь
реально-то ничего не случилось? Зачем же всенародно муссировать, по существу,
самое натуральное враньё о мнимых напастях, которые то ли подстерегали
человека, то ли нет,– никаких научно воспроизводимых сведений на сей счёт не
имеется, достоверно известно лишь, что на практике с человеком этим ничего
страшного не произошло. И вообще, судя по тому, насколько распространённым
мероприятием было обращение к И.В.Сталину с различными посланиями, их
отправители вовсе не считали, что подвергают себя некоей смертельной угрозе.
Кто только Сталину не писал,– Флёров и Курчатов, Голованов и Лавочкин, Булгаков
и Пастернак, Авербах и Ермилов, Венжер и Ноткин, Вера Мухина и Лиля Брик, и
совсем "непримечательные" люди – лётчик, обнаруживший, что самолёты,
крашенные "серебрянкой", слишком хорошо просматриваются с воздуха,
случайный пассажир в поезде, ненароком услышавший, как выбалтывали важную
военную тайну, и т.д. И главное, в основном все получали более или менее
удовлетворительный ответ,– по крайности, адресат не безмолвствовал гробоподобно
годами и десятилетиями, как это взяли себе за правило его "демократические"
преемники на посту Генерального секретаря. Всю эту переписку давно пора
собрать, научно систематизировать и издать,– и это было бы куда поучительней и
полезней, нежели популяризировать с новым пылом вульгаризаторскую
псевдо-"диалектическую" схоластику Бухарина и иже с ним.
Совершенно недостойной подтасовкой этого же
сорта является проведённый в фильме мотив с "молчанием" И.В.Сталина в
первые дни Великой Отечественной войны. И вот тут-то,– дескать,– как и во все
времена, к народу воззвала наша православная церковь! Поистине, нужно всякую
совесть потерять и дойти до какого-то непозволительного предела в насилии над
реальными историческими фактами, чтобы доказывать, будто авторитет в массах
"православной церкви" и церковных иерархов (которых, попросту, практически
никто не знал) был в ту эпоху хоть в малейшей мере сопоставим и тем паче
"взаимозаменяем" с авторитетом партии, Советского государства и его
руководителей, начиная со Сталина. И партия,
Советское правительство вовсе не "молчали"; в
Безусловно,– и священнослужители, и писатели, и
артисты, все они высказывались искренне, взволнованно, страстно, посмотреть эти
несправедливо "забытые" кадры сегодня интересно. Но неизбежно встаёт
вопрос,– если уж разговор зашёл об идейно-политических актах,– почему за четыре
с лишним десятилетия так и не создан у нас адекватный экранный образ того
вдохновенного взлёта подлинно большевистской
идейно-организаторской деятельности, каким явил себя не только нашей стране, но
и всему миру, в том числе и врагам нашим, ноябрьский парад 1941 года? А ведь
парад снимался, речь И.В.Сталина на нём,– одно из наиболее впечатляющих его публичных
выступлений за всю жизнь,– записывалась. Между тем, ни кадров не увидишь, ни
звукозаписи и даже просто текста речи не отыскать днём с огнем. То же
приходится сказать и о другом,– также исключительном по силе своего
мобилизующего воздействия,– идеолого-политическом событии тех лет: праздновании
в осаждённой Москве 24-ой годовщины Великой Октябрьской социалистической
революции. Вот эти вдохновляющие примеры патриотической стойкости, мужества,
веры в коммунистические идеалы и всенародного беззаветного единения в их защите
и в борьбе за них,– вот это и есть правда нашей истории, её вехи, её концентрированные
проявления. Фильмы же, подобные "Риску",– жирные ошмётки грязи, в эту
правду швыряемые. Они будут счищены, а их изготовители,– с трепетом, по их же
словам, раскрывающие каждый день газеты, дабы удостовериться, что всё ещё можно,
всё ещё дозволено шмякать грязью по социалистическому прошлому страны[5],–
несомненно, в свой срок и в газетах об этом прочтут. И это будет уже навсегда,–
как они и сами, вроде бы, должны (хотя пока что упорно и не желают) понимать.
Безосновательным поклёпом,– как, в сущности
вынуждены были уже и у нас в печати "скрепя сердце" признать[6],–
является фактическое "возложение" на И.В.Сталина (а тем самым на
Советский Союз и на социализм как таковой) вины за развязанную
империалистическими державами в конце 40-х годов "холодную войну". Не
уместней ли было бы,– взамен беспорядочной стандартной городьбы о сталинской
"подозрительности",– рассказать о том, что именно по нашей инициативе,
по инициативе Советского государства всколыхнулось в послевоенные годы поистине
всепланетное движение прогрессивной общественности за мир. И на чём, вообще
говоря, на каком документальном материале строится болтовня, будто Сталин,
разгромив фашизм, принялся-де "воевать с собственным народом"? Не
минуло и трёх лет по завершении
кровопролитнейшего побоища, как в стране отменили карточки[7],
денежной реформой ликвидировали нечестно, спекулятивно нажитые
"капиталы", затем ежегодно – до воцарения "благодетеля"
Н.С.Хрущёва – проводились крупные, ощутимые снижения цен на основные (основные, подчёркиваю, а не
второстепенные и залежалые!) предметы народного потребления, от года к году
заметно расширялся их ассортимент, наращивалось поступление их в продажу, превосходным,
не сравнить с теперешним, было качество и продуктов питания, и других товаров.
Нет уж, простите,– если разглагольствовать о "войне с народом", то подлинной "экономической
войной" с миллионами рядовых советских тружеников скорее выглядит то, что
происходит сейчас: полнейшая негарантированность рабочего места и жизненного
статуса, чуть не каждодневно подскакивающие цены и тарифы, массовая,– по сути,–
фальсификация товаров и услуг, предназначенных рядовому потребителю, грубо
административное, причём в огромных масштабах, перераспределение благ в пользу
"элиты" ("голодающей номенклатуры", как метко съязвил на
прошедшей партконференции Б.Н.Ельцин). Вы, т.т. Барщевский и Виолина,–
по-видимому,– неплохо к сей "голодающей номенклатуре" подключились,
если "с тревогой" высматриваете в газетах, как бы это в один
прекрасный день не пресеклось. А мы
смотрим в газетах, извините, совсем другое,– когда это кончится. И не намерены
этого скрывать.
Вы упрекаете ваших оппонентов, что, мол,
"до них не долетали стоны оболганных". Хотите, я вам расскажу и
документально продемонстрирую, как хорошо "долетают" "стоны
оболганных" и прочие вещи в том же роде до той же, хотя бы,
"Советской культуры", где эти ваши упрёки помещены? И нам не нужна
"гласность" по принципу тетеревов на току: когда одни кричат до
истерики, до потери сознания, невозбранно выпаливают всю дурь, какая только им
в голову взбредёт, всем же остальным отведена роль "единодушно одобряющих
и горячо поддерживающих" зрителей разыгрываемого безобразного спектакля. По
поводу "Риска-I" мной был отослан обильно
аргументированный,– наверное, даже более пространный и "серьёзный",
чем требовалось,– отклик в "Правду" и на Центральное телевидение. И
что же? И тут, и там преспокойно промолчали. "Гласность – это право
говорить…" Как представляется, это всё-таки право не просто
"говорить", а быть
услышанным, чтобы "на том конце провода" сказанное не
выбрасывалось молча в корзину. "Правом" же говорить безответно в бездонную
бочку наше поколение,– то самое, что должно было в 1980-м году жить при
коммунизме,– предостаточно на своём веку "воспользовалось". И
виноваты в этом не Сталин и "сталинизм". Виноваты те, кто маскируясь
воплями о "сталинизме", фактически свернул ещё в 50-х годах с социалистического
пути развития,– а ныне, под
снисходительные аплодисменты Запада, постыдно "довершает"
тридцатилетние правоуклонистские блуждания, приведшие страну ко всеохватывающему
кризису, ещё и заявлениями, что-де и вообще социалистический строй как таковой
есть "миф" и "ошибка истории".
Многое ещё можно было бы о фильме сказать,– и
всё, к сожалению, "в пассив" его авторам, а не "в актив".
Так, в зависимости от того, какой именно из новомодных клеветнических
"тезисов" требуется по ходу киноповествования проиллюстрировать,
И.В.Сталину приписываются,– до смешного даже,– абсолютно противоположные черты
характера: то некая инфернальная "подозрительность", то какая-то
столь же непостижимая "доверчивость"… к гитлеровским прохвостам.
Почему же,– будучи, якобы, до такой степени "подозрительным",– И.В.Сталин
не выявил вертевшегося возле него подхалима, перерожденца и политического
"подкулачника" Хрущёва, положившего начало процессу скатывания страны
в то стагнационное болото, где мы сегодня находимся? И если бы Сталин Хрущёва выявил
своевременно, разве бы он оказался в
этом только "деспотичен", разве это был бы только мираж его
"мнительности"?
С другой стороны, Сталин "не поверил",–
видите ли,– Рихарду Зорге. Да что от этого изменилось-то бы? К 1941-му году мы
не имели ещё военно-технического паритета с гитлеровской Германией, и этим
,– а не чем-либо иным,– наше отступление было предрешено, хотя бы войсками
приграничных округов командовали не Д.Г.Павлов, М.П.Кирпонос и др., а Юлий
Цезарь, Александр Македонский, Суворов и Кутузов, вместе взятые. B отличие от
"мыслителей" ранга Барщевского, Виолиной, Самсонова, Волкогонова и
пр., И.В.Сталин понимал, что если мы можем ещё надеяться выиграть войну с Гитлером,
то с Гитлером плюс Англия и Соединённые
Штаты нам едва ли совладать. "Сверхзадачей" Сталина как политического
лидера в тот момент именно и являлось – не допустить возникновения единой антисоветской
коалиции объективно, классово
противостоящих нам сил. И такой коалиции,– как мы знаем,– не возникло, а
возникла коалиция антигитлеровская, которая и спустя многие десятилетия будет в
учебниках истории приводиться в качестве шедевра политико-дипломатического
искусства, политической воли и дальновидности; тогда как нынче мы ничего лучше
не придумали, кроме как оплёвывать имена людей, сотворивших это чудо.
А чтобы чудо свершилось,
нам нельзя было – жизненно, так сказать, нельзя – позволить спровоцировать себя
и предстать перед потенциальными союзниками (они же и потенциальные враги) в
облике "агрессора". Даже если для этого пришлось бы заведомо пожертвовать
какими-то частями в приграничных округах. Ибо в противном случае практически
неотвратимой "жертвой" оказались бы вся страна и дело социализма в
ней. И поэтому,– как, собственно, должен был Сталин поступить, получив шифровку
Зорге и "поверив" в неё? Всеобщую мобилизацию, что ли, объявлять? А
дальше что? Смотреть, как под знамёнами "борьбы с большевистским
варварством" гигантская экономическая мощь Соединённых Штатов втягивается
в обслуживание гитлеровской военной машины? Кто бы стал тогда слушать лепет о
Зорге и о двадцать втором июня? "Жестокой правдой прав перед
народом",– совершенно верно сказал о Сталине поэт.[8] И
нынешним злобно-обывательским размусоливанием сталинских "ошибок" и
"просчётов" (о "преступлениях" я уже не говорю, подобная
"постановка вопроса" – сама по себе, вот именно, преступление) мы только покрываем себя позором и презрением
в глазах тех, кому суждено возродить утраченные ориентиры и продолжить
драматически прерванное тридцать лет назад движение страны к коммунистическому
будущему.
В.Д.Дудинцев как-то
поделился давнишней обидой,– о нём в своё время
говорили, что, дескать, если некие новые оккупанты к нам придут, они "всех
перевешают", а Дудинцева назначат важным должностным лицом.[9] Увы,
обида напрасная; тем более, что далеко не он один,– к величайшему нашему
позору, опять-таки,– очутился бы перед приятной перспективой "повышения в
должности" в случае прихода гипотетических "оккупантов".
Барщевский и Виолина, вне всяких сомнений, среди некоторых прочих также
составили бы ему компанию в ожидании щедрой подачки и одобрительного
похлопывания по плечу.
Статья была направлена
в "Советскую культуру";
в журнал "Советский экран".
* По поводу фильма "Риск – II". –
Прим. 2009г.
[1] См., напр.: О.Мороз. "Никогда не должно быть
применено!" "Литературная газета" от
[2] Стоило бы напомнить, что становлением атомной
промышленности в СССР руководили такие видные организаторы-хозяйственники,
крупнейшие специалисты, как Б.Л.Ванников, В.А.Малышев, М.Г.Первухин,
А.П.Завенягин. Ни для одного из них у "правдоискателей" с киностудии
им. Горького не нашлось ни единого доброго слова. Вот Сталина-то погуще грязью
облить,– на это времени экранного не пожалели…
[3] См. "Правда" от
[4] См. Победа советского оружия. Командующие фронтами
тыла. "Литературная газета" от
[5] См. Д.Барщевский, Н.Виолина. Риск. "Советская
культура" от
[6] См. "Риск-II": как быть с историей? "Известия" от
[7] B то время как творцы "крутых подъёмов" в
сельском хозяйстве, "развитых социализмов", "ускорений" и
пр. спустя тридцать пять лет
после Сталина, в мирных условиях "посадили на талоны", считай, всю
страну.
[8] См. Н.Доризо. Яков Джугашвили. "Москва",
1988, №2, стр. 58.
[9] См. Время и бремя романов. "Вечерняя
Москва" от