В редакцию журнала "КОММУНИСТ".

 

 

 

Считаю необходимым выразить самое решительное несогласие с оценкой моего материала "Марксистско-ленинская философия, её генезис и сущностный смысл…", данной в письме за подписью В.Голобокова от 10 сентября с.г. Адресованные мне В.Голобоковым порицания и назидания создают такое впечатление, что он или попросту не читал моей работы, или абсолютно не понимает современной проблемной ситуации в марксистской философской науке,– или же, наконец, тщится "защитить", сызнова вывести из-под критики как раз те стороны и моменты указанной ситуации, безоговорочное "расставание" с которыми сделалось на сей день для марксистской материалистической философии важнейшим и первоочередным условием возобновления нормального её развития.

Всего более удивляет, пожалуй, приписанное мне ведение "абстрактно-теоретической полемики, апеллирующей главным образом к специалистам"; принимая во внимание, в особенности, что одним из отправных объектов сей "абстрактной" полемики является вполне конкретная публикация "Коммуниста" ("Революционная диалектика марксистского реализма"; "Коммунист", 1985, №1). Почему же, если было сочтено возможным и нужным обращаться со страниц журнала, к характерной для него аудитории, с новоизобретённой версией философского "монизма" и с уверениями, что марксистский материализм представляет собой "тождество диалектики, логики и теории познания",– почему же, хотелось бы понять,   критика  всех этих домыслов объявлена интересной лишь "специалистам" и не могущей с тех же страниц прозвучать? Ведь в данном случае не я, а редакция "Коммуниста" выбирала предмет для обсуждения. Почему правомочной появиться в печати сочтена лишь позиция самого же "Коммуниста", но никак не критические возражения против неё?

Столь же несуразны и обвинения в том, что критика, мол, превращается для меня "в самоцель". С таким же основанием можно было бы упрекать, например, многочисленных ревнителей чистоты и жизнеспособности Байкала, что они-де "сделали себе самоцелью" сточные воды Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Да, когда где-то десятилетиями, бессмысленно и безнаказанно, притом в огромных, непростительных масштабах отравляется вся "экологическая обстановка" и попирается государственный интерес в определённой сфере общественной жизнедеятельности,– то в таких случаях кому-то приходится, в результате, и подчас на довольно долгое время, сосредоточиваться и на загрязняющих стоках, и на прочих неблаговонных объектах, вроде философских "концепций" Б.М.Кедрова; кои на протяжении последних без малого тридцати лет суть приблизительно то же самое для живого "тела" марксистско-ленинского учения в нашей стране, что и канализационные сбросы БЦБК для Байкала. И сосредоточиваться не потому, что стоки неудачно построенного промышленного предприятия или вредоносное, граждански "нечистоплотное" теоретизирование как таковые способны составить чью-то "самоцель",– а потому, что общественно-необходимой, государственно-необходимой "самоцелью" становится пресечение и   устранение  из нашей жизни подобных вещей.

 

 

Серьёзнейший отрыв, "отрешённость" наших общественных наук, в том числе и философии, в их нынешнем состоянии, от требований современности, от вопросов живой практики социалистического и коммунистического строительства – это на сегодня официально и достаточно весомо констатированный факт. Однако, образовалось такое положение отнюдь не "стихийно", у него имелись (и есть ещё) и чётко прослеживаемые причины, и влиятельные "движущие силы", причём без труда указуемые персонально. Препятствовать тому, чтобы и то и другое было названо, наконец, своим настоящим именем,– значит снова и снова заваливать, замуровывать выход из создавшегося тупика, вместо того чтобы стараться как-то его "проторить". Я прекрасно понимаю, насколько нереален для "Коммуниста", при теперешнем его главном редакторе, честный и подлинно-демократичный, подлинно-партийный разговор по всем этим больным проблемам,– ибо начинать нелицеприятный анализ И.Т.Фролову пришлось бы с самого себя; но и считаться с данным "уважительным" (будем надеяться, что временным и преходящим) обстоятельством, ни в выяснении, ни в открытом и доказательном заявлении научной и идейно-теоретической истины, я ни одной минуты не намерена.

Со второй половины 50-х годов у нас поднялась возглавленная Б.М.Кедровым "философская" возня,– иначе это не назовёшь,– откровенно нацеленная именно на то, чтобы исподволь оспорить у марксистско-ленинской теории прочно обретённый ею статус мировоззрения рабочего класса и концептуального орудия его революционно-преобразовательной деятельности. Оказалось форменным образом "сдано в архив" фундаментальнейшее определение марксистской философии как единства диалектического и исторического материализма: его фактически заменил неправомерно расширенный за надлежащие рамки, к тому же вкривь и вкось перетолкованный тезис о "единстве диалектики, логики и теории познания". Тем самым от марксистской философской доктрины "отторгался" исторический материализм, а вместе с ним – и всякий разумный контакт с практической партийной политикой, ибо "теория познания" как таковая не может служить основанием сколь-либо содержательных практических рекомендаций. Всё это сопровождалось и прикрывалось лицемерными заклинаниями о недопустимости-де "дробления" философии марксизма на её составные части; хотя В.И.Ленин, говоря о ней как о "вылитой из одного куска стали", имел в виду вовсе не "диалектику, логику и гносеологию", а нераздельность диалектического и исторического материализма,– иными словами, как раз то, чем грубо пренебрегли, "выпихнув" исторический материализм из самой структуры философского знания.

"Оставшийся" диалектический материализм на всевозможные лады стремились свести к "материалистической диалектике", отождествить с ней (а в конечном итоге – опять-таки с гносеологией), спекулируя всё на той же "недробимости"; хотя и в данном контексте это не более чем казуистическая игра дефинициями, в действительности разрушающая и дух, и букву завещанных классиками основоположений. Понятый как синоним философии, диалектический материализм (это относится, само собой, и к диалектическому и историческому материализму "вместе взятым") не может быть приравнен одной лишь диалектике, хотя бы и "материалистической",– ибо диалектика есть только   метод  нашей философской системы, помимо какового метода там наличествует ещё и материалистическая   мировоззренческая теория,  в качестве его (метода) объективного обоснования.

Сколь удивительную,– таким образом,– надо нагнать на себя "слепоту", дабы десятилетиями "не замечать" простейшего и непреложнейшего факта – что приравнивание диалектического материализма "материалистической диалектике" по существу своему есть декламационно закамуфлированное "избавление" от развёрнутого материалистического миросозерцания, отказ от целостного материалистического постижения и объяснения природной и общественно-исторической эволюции. Провозглашение марксистско-ленинской философии "тождеством диалектики, логики и гносеологии" превращает её из целостного учения об объективном бытии (о "вечно развивающейся материи"), из мировоззренческой платформы современного социально-освободительного процесса в совокупность наук о познании, т.е. в схоластическую кабинетную дисциплину, внутренне отгородившуюся от всяких веяний общественной практики, в принципе неспособную – и лишённую даже "права" – подать какой-либо разумный совет по практическим вопросам. Вся же позитивно-рекомендательная сторона дела перепоручается "системному анализу", "системному подходу", "прогностике", какой-нибудь "социогеобиологии" и прочим претендентам того же сорта и того же идейно-мировоззренческого уровня. Собственно, не эту ли картину мы и наблюдаем в натуре в течение многих и многих лет, и не она ли совершенно "заслуженно" выступила средоточием критики, прозвучавшей на недавнем Всесоюзном совещании заведующих кафедрами общественных наук?

Чтобы как-то замаскировать,– далее,– фактическое   выпадение  внятного мировоззренческого содержания из философии, перетолкованной в духе пресловутой диалектико-гносеологической "недробимости", предпринимается следующий "смелый" манёвр: объявляют, ничтоже сумняшеся, что-де "тождество диалектики, логики и теории познания, это и есть философский материализм"![1] Почему, какими неисповедимыми путями? Да потому, видите ли, что единство мира – не только и не просто в его материальности, оно   также  (а судя по контексту – и в первую очередь) в его "диалектичности". Но ведь диалектика, как мы слышали уже, "тождественна" логике; стало быть, единство мироздания – и в его логичности,   разумности?  Ничего не скажешь, "выразили и развили" системообразующий принцип философского материализма, тем паче марксистского: в основе мира спонтанное самодвижение независимо от нас существующей материи – или же в основе мира "единство" наших логических категорий! И авторы подобных умствований, по сути совершившие законченный переход с материалистических на обскурантистски-идеалистические позиции, притом ещё и позволяют себе выискивать какие-то "уступки идеализму"(!) у возможных своих оппонентов, загодя, превентивно опрокидывают на головы "несогласных" целое лукошко устрашительных ярлыков: тут и субъективизм, и формализм, и "логистика", и бог знает что, вплоть до какой-то нечленораздельной "киберфилософии". Между тем, куда полезней было бы,– нежели развешивать хлёсткие ярлыки от имени ведущего идейно-теоретического органа партии,– полезней было бы всё же разобраться, вместе с читателями, в существе навязываемых Б.М.Кедровым и его "последователями" новаций и убедиться, насколько внушительным, прямо-таки "обобщающим" тормозом стали они на пути оздоровления, перестройки нашего философского мышления и обретения им импульса к дальнейшему плодотворному развитию.

Совершенно неприемлемы и не выдерживают никакой критики рассуждения, якобы свежеиспечённое "диалектико-гносеологическое" единство всего сущего заключается в том, что, мол, законы диалектики "одни и те же" для природы, общества и человеческого познания, что "один и тот же состав категорий", в зависимости от того, куда он "обращён" или "нацелен" – на исследование субъективных, мыслительных явлений или на изучение внешнего мира – с одинаковой "автоматичностью" даёт нам картину этого внешнего мира, так же как картину движения человеческой мысли, и т.д. Вся эта стопроцентная богдановщина без малейшего зазрения совести приписывается… В.И.Ленину. Между тем, краеугольным камнем ленинизма в философии,– что должно быть, всё-таки, известно и редакции "Коммуниста",– является идея первичности бытия и вторичности сознания как   отражения  объективной реальности, как   функции  эволюционно позднейших и наиболее сложноорганизованных форм существования материи. В.И.Ленин при каждом,– как говорится,– удобном случае напоминал о необходимости   выводить  закономерность сознания и познания из закономерностей объективного бытия и незамедлительно, бескомпромиссно относил к "поповщине", к "фидеизму" любые попытки так или иначе "извлечь" законы объективной действительности из законов мышления – путём "обращения", "нацеливания" этих последних на объективный мир, или ещё каких-либо манипуляций. Не В.И.Ленин, а Богданов видел во всём на свете лишь специфически "повёрнутые" логические и теоретико-познавательные абстракции, ибо для него мир был именно и только упорядоченный нашим познанием, "опытом" изначальный "хаос". Для В.И.Ленина же мир представлял собою закономерно развивающуюся материю, порождающую человека с его мышлением и практическим опытом лишь на очень высокой ступени своего эволюционирования. И ему дикостью показалось бы услышать от людей, именующих себя материалистами, что они "принципиально" не делают никакого различия между проявлением диалектических законов в человеческой голове – и на тех участках эволюционной спирали, где материя существовала "без нас", где человека со всеми его атрибутами ещё и в помине не было.

 

 

Итак, у меня следующие вопросы к редакции (и редколлегии) журнала "Коммунист":

признают ли в редакции (и редколлегии) журнала дальнейшую   нетерпимость  "сосуществования" в нашей литературе, и прежде всего в партийной, наряду с классическим определением марксистско-ленинской философии как единства диалектического и исторического материализма, единства диалектического метода и материалистического мировоззрения, также и "определения" её в качестве "единства диалектики, логики и гносеологии"?

признают ли и отдают ли себе отчёт в редакции журнала, что положение о философии марксизма как о диалектико-логико-гносеологическом трояком "тождестве" фактически выступает "обоснованием" поистине всеобъемлющего   отрыва  философских исследований от реальной жизненной практики и что, таким образом, вскрытие всей ненормальности создавшейся ситуации – это не какая-то "академическая" и "абстрактно-теоретическая" полемика, а наипервейшее, необходимое условие поворота нашей философской науки к решению действительных общественных проблем, прекращения схоластической "спячки" в ней и восстановления здоровых, конструктивных тенденций в её развитии?

признают ли в редакции "Коммуниста" всю научную несуразность и идейную вредоносность попыток подменить коренной марксистски-мировоззренческий тезис о единстве мира через его материальность тезисом о его "диалектическом" ("логическом" и "теоретико-познавательном") единстве?

намерены ли в "Коммунисте", и в какой форме, признать грубейшие методолого-мировоззренческие ошибки, допущенные в редакционной статье "Революционная диалектика марксистского реализма" ("Коммунист", 1985, №1)?

почему журнал не только не опубликовал, но и ни словом не обмолвился на своих страницах о полученных им   критических,  отрицательных отзывах на указанную статью, хотя совершенно ясно (даже абстрагируясь от обильно аргументированного отклика, присланного мной), что вопиющая путаница с "диалектическим единством мира" попросту не могла не привлечь встревоженного внимания и других представителей философской общественности?

не кажется ли работникам редакции и членам редколлегии журнала, что покамест всё происходящее абсолютно ничем не отличается от происходившего ранее, многие годы подряд, и что в таком виде выборочная "гласность" и изощрённо-избирательное "реагирование" на критику способны лишь продолжить и усугубить череду "негативных явлений", но уж никак не покончить с ней?

И ещё одно замечание,– откровенность которого вынуждена, увы, сложившимися в эпоху "негативных явлений" реалиями нашей научной жизни. Мне не однажды уже приходилось сталкиваться,– к сожалению,– с такими вещами, когда твою работу бездоказательно "бракуют", а затем содержащийся в ней проблемный материал (или ту часть его, которую смогли "переварить") излагают от своего имени. Не хотелось бы, чтобы и на сей раз получилось именно так. Самые основательные рассмотрения по всему кругу вопросов, связанных с концептуальным статусом марксистской философии, с её структурой и принципами её внутренней организации, нам предстоят неизбежно,– ибо без этого философская наука не повернётся лицом к действительности, практике, а практика не будет оплодотворена той глубиной и масштабностью мыслящего её постижения, каких только от философии и можно ждать. Думаю, что в конце концов и "Коммунист" не останется в стороне от этих оздоровляющих веяний. Однако, никакие веяния и перемены не бывают человечески "безлики",– за ними всегда стоят конкретные люди, их напряжённый труд, а порой и весьма немалое гражданское мужество. Это не должно смазываться, и вклад этого подлинного научного   авангарда  не должен оборачиваться источником безбедного паразитирования для трусов и приспособленцев, умеющих хорошо улавливать не собственную внутреннюю "жизнь" больной проблемы, а только лишь оттенки отношения к ней "в верхах". Я хочу сказать,– как нетрудно догадаться,– что при возобновлении обсуждения в "Коммунисте" всей затронутой проблематики, и тем более при   исправлении  наделанных здесь ошибок, должны быть внятно названы те авторы, кто действительно и настойчиво, подчас в одиночку, добивался такового возобновления и исправления. А не те, кто выжидал подходящего момента, дабы "вовремя" перехватить и присвоить результаты чужого труда. И увидеть свет в данной связи должны,– к примеру,–   мой  анализ и   моя  аргументация, за   моей  подписью. А не их реферат под чужой фамилией. Хотя бы и самой "громкой". Настоятельнейшим образом прошу принять вышеизложенное во внимание.

 

Кандидат

философских наук

 

10 декабря 1986г.

 

Москва, 127322, ул. Милашенкова, 13, корп. 1, кв. 68.

Тел. (дом.) 210.56.83. Хабарова Татьяна Михайловна.

 

 



[1] "Коммунист", 1985, №1, стр. 40.

Используются технологии uCoz