Председатель Исполкома
Съезда граждан СССР
Т.ХАБАРОВА
Советская Конституция –
Вступительное слово и выступление
Москва, Красная Пресня, 5 декабря 2016г.
УВАЖАЕМЫЕ ТОВАРИЩИ,
сегодня мы отмечаем 80-ю годовщину принятия
VIII
Чрезвычайным Съездом Советов СССР Конституции СССР 1936 года, вошедшей в историю
под названием Сталинской.
Сразу хочу подчеркнуть важнейшую особенность государственно-правового развития в
Советской стране – неукоснительно соблюдавшуюся
преемственность его этапов.
Несмотря на то, что Советское государство за свою историю трижды меняло
Конституцию – в 1924-м, 1936-м и 1977-м годах,– ни одна из них не подавалась как
нечто принципиально новое по сравнению с предшествующей, но в них во всех
наращивался, углублялся, поворачивался очередными своими гранями задел, ведущий
начало от Великого Октября. И это при всей громадности изменений, происходивших
во внутренней и внешней социально-экономической и социально-политической
обстановке.
И на этом фоне разительно ярко видно, насколько чужеродна всему жизненному
порядку нашего Отечества та псевдоконституционная поделка, которая в 1993 году
оказалась навязана стране дорвавшимися до власти прихвостнями транснационального
капитала, под его прямую диктовку и под грохот танковых орудий у Дома Советов
РСФСР.
Вне всяких сомнений, ветер Истории сметёт этот псевдоконституционный мусор на
отведённую ему свалку, и государственно-правовое развитие нашего народа –
Советского народа – возобновится и продолжится на том фундаменте и по тому пути,
которые были обозначены за десятилетия социалистического строительства.
Но для этого мы сами должны предельно ясно себе представлять конструкцию этого
фундамента и логику этого пути.
Вот этой цели и служат неотступно проводимые нами каждый год митинги 7 октября и
5 декабря. Впрочем, Съезду граждан СССР здесь себя упрекнуть не в чем. Напомню,
что нами ещё в 2001 году представлен на обсуждение советской общественности
Проект новой редакции
Конституции СССР. Но вот остальной массив нашего левого движения, к
сожалению, никак лицом к этой проблематике не повернётся. Ждут, когда ход
событий возьмёт за шиворот и ткнёт носом.
Со всей очевидностью, говоря о нашем государственно-правовом фундаменте, мы
подразумеваем своего рода эталонную среди четырёх наших Конституций –
Конституцию 1936 года. Сегодня мы вновь обращаемся к этому рубежному творению
человеческого гения, где социализм уже неоспоримо явил себя миру как
действительно новая общественно-экономическая формация. И наша святая
обязанность – не дать принизить, смазать, замурыжить смысл и непреходящее
значение этого исторического рубежа.
От имени Исполкома Съезда граждан СССР поздравляю вас, дорогие товарищи, с
восьмидесятилетием Сталинской Конституции Союза Советских Социалистических
Республик.
С Днём Сталинской Конституции навечно связана и годовщина начала разгрома
немецко-фашистских захватчиков в 1941 году под Москвой. Нынче этой нашей первой
победе в Великой Отечественной войне исполняется 75 лет.
Митинг в честь этого созвездия славных дат объявляю открытым.
*
*
*
Во вступительном слове у нас речь шла о том, что конституционно-правовой процесс
в нашей стране был и должен быть впредь продуманно преемственным внутри себя
самого.
Но теперь поговорим не о преемственности, а наоборот – о качественном скачке,
который отделяет нас от предшествующей, частнособственнической цивилизации.
Казалось бы, всё дело тут именно в собственности: была частная, стала,– как
записано в нашей Конституции,– социалистическая, в двух её формах:
государственная, т.е. общенародная, плюс кооперативно-колхозная.
Всё это так, но тут есть одна опаснейшая ловушка, в которую надо постараться не
попасть.
Великий английский философ
XVII века Джон Локк, один из
виднейших теоретиков буржуазной демократии, писал: политическое общество
учреждено только для одной цели – чтобы обеспечить каждому человеку
владение вещами в этой жизни.[1]
Вот видите, как: владение вещами в этой жизни. Ну, а главные вещи, это – конечно
же – средства и условия производства. Но из того, что одни владеют средствами
производства, для других (причём, для большинства) проистекает состояние
эксплуатации, приниженности и беспросветности в жизни.
История, однако, не стоит на месте, и на смену обществу, основанному на
владении вещами, идёт
общество, основанное на стремлении
человека к беспрепятственному раскрытию своих созидательных способностей и
возможностей,– которые в той или иной мере, но заложены в каждой
человеческой личности.
Или, шире на смену человеку–собственнику (а собственник, увы, это потенциальный
или вполне реальный эксплуататор), на смену ему идёт свободный от эксплуатации
(и эксплуататорства) человек–созидатель, труженик и творец.
Вот смысл перехода от буржуазной общественно-экономической формации к формации
коммунистической – первой фазой которой и является социализм.
Стержнем государственного устройства становится не право собственности на вещи
(а это и есть право частной
собственности), но таким стержнем становится
право на труд.
Юридически этот эпохальный сдвиг как раз и запечатлён в Конституции СССР 1936
года,– в чём и состоит её всемирноисторическое значение.
Вы скажете,– хорошо, право на труд, а вещи-то как же? Вещи ведь тоже нужны?
Никто насчёт вещей не спорит. Вот Сталин говорит на Всесоюзном совещании
стахановцев, за год до принятия Конституции: социализм может победить только на
базе изобилия продуктов и всякого рода предметов потребления, на базе более
зажиточной и культурной жизни всех членов общества.[2]
И всё же при социализме на передний план выдвигается не тяга к приобретению
"всякого рода предметов потребления", а стремление человека к созидательной
самореализации в процессе труда.
"… трудовой человек чувствует себя у нас,– это опять же Сталин,– свободным
гражданином своей страны, своего рода общественным деятелем. И если он
работает хорошо и даёт обществу то, что может дать,– он герой труда, он
овеян славой."[3]
Итак, труд становится государственным делом, человек труда – "своего рода
общественным деятелем".
Но если труд возвысился до
государственного дела, то – вдумайтесь вот в этот исторический перелом!
– то вслед за ним тот же статус
государственного дела приобретает весь спектр, весь шлейф основных
материальных и культурных потребностей трудящегося человека. Они все тоже
становятся государственным делом.
Вот почему в СССР у нас были бесплатные или символически оплачиваемые
здравоохранение, образование, жилищно-коммунальная сфера, пользование благами
природы и культуры, общедоступный транспорт, общедоступные места отдыха и
занятий спортом и т.д. И вот почему материальная база всего этого перечислена в
соответствующих статьях Конституций 1936 и 1977 годов как объекты
государственной собственности, т.е. как всенародное достояние.
В начале моего выступления упоминалось, что тут есть ловушка, в которую
категорически нельзя попадаться.
Вот она, эта ловушка.
Это непонимание того, что между словами
"государственная собственность" и
"право на труд со всем шлейфом его
социальных гарантий", между двумя этими формулировками стоит жирный,
жирный и ещё раз жирный знак равенства.
Т.е., практически это одно и то же, и каждый советский человек должен, что
называется, крепко зарубить это себе на носу.
Не будет государственной собственности на всё это добро, перечисленное в статьях
6-й и 11-й Конституций 1936 и 1977 годов,– и не будет вам никакого права на труд
в том виде, как мы имели его в лучшие времена Советской власти.
А что будет? Будет торговля своей рабочей силой как товаром. Продай – если
возьмут, получи, сколько тебе за неё дадут, и ступай на все четыре стороны. И
забудь о бесплатной медицине, бесплатном образовании, символических тарифах на
транспорт и жильё и обо всём прочем.
И мы ведь однажды уже в эту ловушку крупно угодили,– когда повелись на лукавые
призывы "поделить" общественную собственность: на тебе ваучер, на тебе земельный
пай, и что из этого вышло.
Давайте же не вляпаемся в это, извините, дерьмо вторично, когда вплотную
приступим к восстановлению социализма.
А говорю я об этом потому, что у нас немерено развелось "теоретиков"
в кавычках, которые долдонят, будто
"настоящий" социализм – это социализм негосударственный, "с минимальным вмешательством
государства", будто общественная собственность – это собственность не
государства, а трудовых коллективов и бог знает кого ещё, морочат голову
легковерным людям обещаниями каких-то "долей в общественной собственности" и
т.п.
Помните, что из всего этого не получится ничего, кроме новой чубайсовщины.
Сочиняют всевозможные программы, и никто не желает уразуметь, что во время войны
главная программа – это Конституция страны, которая должна быть защищена и
освобождена от оккупантов, внешних и внутренних.
Ну, а мы, советские патриоты,– мы за социализм, как он должен быть, за тот
социализм, образ которого встаёт перед нами из Сталинской Конституции и из её
продолжения – де-юре действующей Конституции СССР 1977 года.
Советская Конституция – вот наша программа и наше знамя, и под этим знаменем –
победим!
[1]
Д.Локк. Письмо о веротерпимости. В кн.: Д.Локк. Избранные философские
произведения в двух томах,
II.
Соцэкгиз, М., 1960, стр. 172. Курсив мой – Т.Х.
[2]
См. И.Сталин.
Вопросы ленинизма.
Госполитиздат, 1953, стр. 532.
[3]
Там же, стр. 538. |