МАТЕРИАЛЫ ПОЛИТКЛУБА
Московского центра Большевистской
платформы в КПСС
(Заседание
восьмое)
БОЛЬШЕВИЗМ И
ТРОЦКИЗМ
Информационное сообщение
Заседание политклуба Московского центра Большевистской платформы в КПСС,
состоявшееся 30 ноября 1994г., было
посвящено теме "Большевизм и троцкизм". Присутствовало
свыше 30 чел.– члены БП в КПСС, МГО КПСС, КП РФ, РКРП, ВКПБ, партии «Левая Россия», Партии социальной
справедливости и народовластия (ПССН), движений «Трудовая Россия» и «Трудовая Москва», Московского
общества «Единство», клуба «Постперестройка»,
беспартийные.
В докладе секретаря-координатора
Большевистской платформы в КПСС Т.Хабаровой на фоне исторического очерка
взаимоотношений Троцкого и его сторонников с партией большевиков был дан анализ
основных идейнo-теоретических и политических установок троцкизма. Теория «перманентной
революции» Троцкого показана как
логическое продолжение каутскианской теории «ультраимпериализма», т.е.
как одно из ответвлений западноевропейского оппортунизма, средоточием которого
являлся II Интернационал. Спор между троцкистами и большевиками
по проблеме «социализма в одной отдельно взятой стране» сводился, в сущности,
к вопросу о том, должна ли пролетарская революция совершаться в рамках национальных
государств, или же революционный процесс должен интернационализироваться по
аналогии с процессом интернационализации капитала. Тенденция к интернационализации
капитала («ультраимпериализм») сопровождается перемещением реальной власти от
традиционных буржуазно-демократических структур к наднациональным внеправовым
властным образованиям. С такой властью (которую публицисты иногда называют «мировой закулисой») пролетариату, во-первых,
бороться несравнимо труднее, а
во-вторых, такая власть рабочему классу и не нужна. Пролетариат исторически
заинтересован в правовых, а это значит – в национально-государственных формах своего
общественного самоутверждения. Поэтому ленинско-сталинская, большевистская
нацеленность на пролетарскую революцию, а затем на строительство социализма в
рамках российской национальной государственности была правильной, и успешная
социалистическая революция вообще возможна первоначально только в национально-государственном
варианте.
Следовательно, мотивы «социалистической
державности», так ярко зазвучавшие в государственной деятельности И.В.Сталина
и обеспечившие социализму быстрый и мощный взлёт, вовсе не являются чем-то чужеродным марксистской,
коммунистической идеологии. Подлинный «термидор» в истории Советского
государства произошёл не тогда, когда Сталин взял «державный» политический и
экономический курс, а когда его неотроцкистские преемники этот курс поломали.
С.Белашов («Трудовая Москва») остановился в своём выступлении
на вопросе о социальной базе троцкизма. Такой базой следует считать мелкую
буржуазию. Мелкая буржуазия охотно бьёт вместе с пролетариатом крупную и
среднюю буржуазию. Но затем её врагом становится сам пролетариат. Этим
объясняются головоломные теоретические перескакивания троцкизма, буквально по
любому вопросу, из одной крайности в другую. Примеры таких перескакиваний во
множестве приводились в докладе.
Т.Лепилина (беспартийная) остановилась на характеристике
троцкизма как разновидности социал-демократии. Она напомнила также, что именно
внутри социал-демократии родился в своё время фашизм. Неудивительно поэтому,
что интернациональный социал-демократизм «перестройщиков» привёл в результате к
фактически фашистскому по своим установкам режиму, который нынче правит
страной.
А.Баскаков (ВКПБ) определил троцкизм как сионизм в рабочем
движении, замаскированный коммунистической фразеологией. Сила, способная
противостоять троцкизму; это рабочие. Неверно, будто «гонения» на
троцкистов в 20-х годах инспирировались И.В.Сталиным. Сопротивление шло из
рабочих низов партии.
А.Баскаков также крайне
резко отозвался о деятельности ЦК нынешней ВКПБ под руководством Н.Андреевой,
охарактеризовав этот орган как троцкистских пособников Ельцина. По его словам,
ленинградский ЦК буквально уничтожает партию, вычищая из неё заслуженных и
преданных большевизму людей.
Г.Петров (партия «Левая Россия») выразил несогласие с предыдущим
оратором в определении им троцкизма, указав, что нельзя социальные вопросы
подменять национальными.
Высылка Троцкого в 1929г. из
СССР выплеснула троцкизм в мировое коммунистическое движение. Впоследствии
троцкизм у нас в стране представлял собою своего рода обратный импорт его из-за
рубежа. Троцкисты достаточно насолили зарубежным компартиям. В Испании во время
гражданской воины они вместо борьбы с фашизмом затеяли мятеж в тылу самих же
республиканцев. Не случайно смертный приговор Троцкому осуществил именно
испанец.
Троцкий говорил о
необходимости «уничтожить поколение Сталина». Это поколение в значительной мере оказалось
выбито во время Великой Отечественной войны, что и позволило осуществить «термидор»
на ХХ съезде КПСС.