Секретарь-координатор
Большевистской платформы в КПСС,
председатель Исполкома Съезда граждан СССР
Т.ХАБАРОВА
И.В.СТАЛИН - ВЕЛИКИЙ ТЕОРЕТИК-МАРКСИСТ XX ВЕКА
Выступление на XXIX заседании политклуба
Московского центра БП в КПСС
Москва, 5 марта 2003 г.
УВАЖАЕМЫЕ ТОВАРИЩИ,
многие из вас наверняка помнят часто цитировавшееся в своё время высказывание Энгельса из "Анти-Дюринга": "Маркс и я были едва ли не единственными людьми, которые спасли из немецкой идеалистической философии сознательную диалектику и перевели её в материалистическое понимание природы и истории."1
Истинный гений всегда не только новатор, но он одновременно в неменьшей мере и великий консерватор. На нём объективно лежит обязанность из наследия своих ближайших предшественников вычленить главное, отстоять это главное - как правило, в острейшей идейной борьбе - и укоренить его уже на новом витке развития, в новой исторической эпохе, причём укоренить так, чтобы оно мощно пошло в рост. Т.е., на гении лежит обязанность не только открыть какие-то ранее неведомые горизонты познания, но и соблюсти историческую преемственность, а это едва ли не ещё трудней.
И вот, ту работу, которую Маркс и Энгельс объективно должны были выполнить (и кстати сказать, блестяще выполнили) по отношению к своим предшественникам - немецкой классической философии, английской политэкономии и утопическим социалистическим теориям,- эту работу В.И.Ленину и И.В.Сталину пришлось выполнять по отношению уже к самим основоположникам марксизма. А Сталину - в значительной степени и по отношению к раньше завершившему свой жизненный путь Владимиру Ильичу.
За последние десятилетия мы предостаточно насмотрелись на попытки вбить клинья между Сталиным и Лениным, Лениным и Марксом, Сталиным и Марксом и т.д. С какой целью этим занимается классовый враг - это понятно. Но, к сожалению, сплошь и рядом подобные попытки исходят из источников, которые сами себя числят на левом фланге. Существует группа "Мёртвая вода", она периодически меняет свои названия, и эта группа непрерывно верещит,- иначе тут не выразишься,- будто И.В.Сталин в своих "Экономических проблемах социализма в СССР" "подписал смертный приговор марксизму", "фактически убил марксизм как систему миропонимания" и пр.2
Истинный гений,- повторяю снова,- решает всегда двуединую задачу, он создаёт не только, так сказать, пространственную, сегодняшнюю, одномоментную системность научного знания, но и системность историческую, протяжённую во времени, объемлющую прошлое, настоящее и будущее. Зачем же он будет "эгрегориально убивать",- как эти деятели выражаются,- одного из крупнейших своих предшественников, зачем он будет обрушивать преемственные связи между ним и собой. Обрушивать исторические связи - это занятие для агентуры влияния информационно-интеллектуальной войны, или, в противном случае, для совсем уж скудоумных. Дело гения как раз обратное. Дело гения - в прошлом угадать те побеги, для которых нынче обязательно нужно как бы вбить гвозди и протянуть нити, и по этим нитям уже вся масса накопленного знания живой зелёной стеной устремится к нам - и дальше, в будущее.
И вот сегодня, отмечая полувековую годовщину ухода И.В.Сталина из жизни, давайте попробуем проследить хотя бы некоторые из этих протянутых им концептуальных нитей - нитей, выстраивающих марксизм, т.е. научный коммунизм Х
Сталинская полемика с Л.Д.Ярошенко
.СКАЖУ СРАЗУ, что,- конечно же,- в сколь-либо удовлетворительном объёме выполнить это наше намерение нам (мне, во всяком случае) не удастся.
В мае 1999г. мы проводили политклуб на тему Сталинская работа "Экономические проблемы социализма в СССР" - политическое завещание строителя Советской цивилизации. К стыду нашему, материалы этого политклуба до сих пор не опубликованы. Но это не только наша вина, это в первую очередь беда - нехватка информационно-издательских ресурсов, о чём со всей остротой говорилось на Съезде граждан СССР второго созыва в 2001г.
И вот, увы,- на том политклубе мы смогли обозреть, и то не полностью, только первую половину "Экономических проблем". Это преимущественно сюжеты, относящиеся к формированию социалистической модификации закона стоимости, или сталинской экономической модели. А вторая половина - полемика с Л.Д.Ярошенко - практически почти целиком осталась за кадром. Такова насыщенность и многогранность сталинского текста.
Вне всяких сомнений, социалистическая модификация стоимости и теоретическое обоснование двухмасштабной системы цен - это едва ли не главный концептуальный "гвоздь", забитый И.В.Сталиным в его, действительно, политическом завещании; и мы не ошиблись, выделив
Институциональная ("плановая"), революция при социализме:
качественный скачок в развитии,
превратившийся из общего переполоха в политический институт
С УСТРАНЕНИЕМ,- после смерти И.В.Сталина,- из нашего обществоведческого анализа принципа соответствия (а он фактически оказался устранён) произошло то, что и должно было, и не могло не произойти: т.е., полное обрушение всяких разумных представлений о перспективах нашего общества на будущее.
Ведь если мы осознанно, действительно по-научному руководствуемся законом соответствия, то мы постоянно воспринимаем себя находящимися внутри или "в зоне" работающего диалектического противоречия. А ситуация здесь определяется, по Сталину, характерным "раскачиванием" производственных отношений от роли главного двигателя производительных сил к роли их тормоза и от роли тормоза опять к роли их главного двигателя.11
Искусство политического руководства социалистическим обществом в том и заключается, чтобы своевременно диагностировать опасную степень устаревания базисных отношений, не допустить их тормозного "наезда" на производительные силы и восстановить нарушившееся соответствие между ними. А это значит реформировать базис, вместе с возвышающейся на нём политической надстройкой и ПОСРЕДСТВОМ этой надстройки,- реформировать его так, чтобы он обеспечил новый простор развитию производительных сил, в той мере, как это диктуется их новыми объективными потребностями.
А чьи, конкретно, и какие потребности имеются здесь в виду? Имеются здесь в виду потребности главной производительной силы - трудящихся. В механизме срабатывания закона соответствия ничего нельзя понять, если не учитывать, что всякое очередное взаимосогласование базиса с производительными силами - это не какое-то техническое мероприятие, а это прежде всего качественное РАСШИРЕНИЕ СОЗИДАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КЛАССА-ПРОИЗВОДИТЕЛЯ, это предоставление людям новых прав, новых гарантий реализации их трудовой и гражданской инициативы.
Ну, а там, где трудящемуся предоставляются какие-то новые нрава, там - понятное дело - у кого-то отбираются самостийно присвоенные привилегии. Тут уж никак не обойдёшься без борьбы - без борьбы с бюрократизмом, с элитаристским перерожденчеством и т.д., и вот почему все эти вещи, они очень и очень непростые, и восстановить ушедшее далеко в тормозную сторону базисное соответствие при социализме - это, по существу, всё равно что в лоне нашего общества, ничего не разрушая и не устраивая переполоха, произвести своего рода плановую, полностью контролируемую революцию.
И вообще, вот эта плановая, или ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ революция, т.е. качественный скачок в развитии, превратившийся из общего переполоха в политический ИНСТИТУТ,- это для социалистического и коммунистического строя проблема проблем, которую если он не решит, то попросту и не состоится. Нигде и никогда.
Ведь на чём мы провалились-то, на чём потерпели фиаско? Я нашего тезиса о Третьей мировой войне никоим образом не снимаю, в конечном счёте всё это вылилось в военный разгром. Но для разгрома должна быть и внутренняя причина, ведь почему-то Гитлер не смог нас разгромить? Вот эта внутренняя причина и называется: допущение перехода базисного "несоответствия",- которое, всячески это подчёркиваю, само по себе ничего, так сказать, ужасного не составляет, это явление естественное и закономерное,- допущение перехода базисного "несоответствия" в неконтролируемую, неуправляемую фазу. Формулирую ещё раз: внутренняя причина нашего, надеемся что временного проигрыша в Третьей мировой войне, это ДОПУЩЕНИЕ ПЕРЕХОДА БАЗИСНОГО, ИЛИ СОЦИОДИАЛЕКТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА В НЕУПРАВЛЯЕМУЮ ФАЗУ. А протекание социодиалектического конфликта в неуправляемой фазе - это протекание его по сценарию антагонистического общества. А это означает - всеобщий хаос, дестабилизация в государстве, недовольство масс, т.е. возникновение той самой обстановки, которая и была нужна геополитическому противнику для осуществления фактической оккупации страны.
Следовательно, если мы не научимся,- а учиться, хотя бы теоретически, надо уже сейчас, другого времени для этой учёбы не будет,- если мы не научимся проходить вот эти моменты неизбежного обострения базисного противоречия БЕЗРАЗРЫВНО, безаварийно, в плановом порядке, то Советская власть, даже и будучи возвращена, довольно скоро опять столкнётся с той же проблемой, и результат окажется тот же самый. А поскольку история не очень-то любит, когда на её уроках ничему не учатся, то вернее всего, что не освоив досконально этого урока, мы её - Советскую власть - никогда и не вернём.
Хорошо, а почему в этот-то раз допустили такое?
А вот потому и допустили, что принцип соответствия сдали в архив, базис включили в производительные силы, БАЗИСНОЙ ДИНАМИКОЙ нашей формации вообще перестали заниматься, а занялись пресловутой "рациональной организацией производительных сил" по Ярошенко. Говорить о неизбежном устаревании производственных отношений, о том, что они могут войти в серьёзнейший тормозной конфликт с нашими производительными силами,- как об этом яснее ясного предупреждал И.В.Сталин12 ,- сделалось, фи, немодно, избавления от всех бед искали в закупках иностранной техники и в обезьяньем перетаскивании к нам буржуазных методов хозяйствования. А ОБЪЕКТИВНЫЕ процессы в обществе тем временем шли своим чередом, и будучи упущены из-под всякого разумного надзора, вели прямиком к тому финалу, который и поимел место в конце 1980-х годов. Кстати, И.В.Сталин абсолютно точно предсказал и то, в каком случае это произойдёт: "если мы будем проводить неправильную политику, вроде той, которую рекомендует т. Ярошенко".13 Вот каким боком, какой катастрофой вылезла нам вся эта бухаринщина-ярошенковщина, и вот почему Сталин, который в те последние месяцы своей жизни вряд ли хорошо себя чувствовал, собрал оставшиеся силы и мобилизовал весь свой интеллект на отпор этой опасности, сделал всё возможное, чтобы предостеречь о ней государство, партию и народ. Об опасности чего? Уж конечно, не дальнейшего следования марксизму, но именно о смертельной опасности сворачивания с единственно верного, марксистского пути. А вот за эту белиберду, что будто бы И.В.Сталин,- всегда щепетильно, скрупулёзно честный в своих обращениях к народу,- что будто бы он в своём политическом завещании двурушничал с народом, на словах восхваляя Маркса, в действительности пытался отвратить народ от марксизма и убеждал его перейти на бухаринские, буржуазно-реставраторские позиции (это надо же, вообще, такое удумать!), то сегодня мы вынуждены с этой белибердой полемизировать, но по восстановлении законной власти в стране за неё, надеюсь, будут просто привлекать к уголовной ответственности, наряду со всей прочей компанией клеветников, и весь разговор.
"Самый прогресс и есть тогда государственный строй."
Вопросы построения коммунизма в творческом наследии И.В.Сталина
ХОТЯ БЫ ВКРАТЦЕ, но нужно сказать теперь о том, КАКИЕ ИМЕННО потребности производительных сил должны быть удовлетворены в результате разрешения социодиалектического противоречия, преодоления базисного конфликта.
Из всего вышеизложенного совершенно очевидно, что это - потребности, носящие фундаментальный ГУМАНИТАРНЫЙ, ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ характер; из-за всякой сиюминутной мелочёвки такая катавасия в государстве не разразится. Возвращение базиса к состоянию "соответствия" производительным силам - это всегда, в любом обществе, наделение класса-производителя с его социальными союзниками каким-то новым срезом, новым спектром возможностей и прав, это всегда очередная ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ и ДЕЭЛИТАРИЗАЦИЯ общественного устройства.
Вот сейчас отовсюду можно слышать: дескать, в марксизме одна голая экономика, там ничего не найдешь о правах, о нравственности, о духовности. Нет, у Маркса и у крупнейших его последователей всё, что требуется, есть об этой стороне жизни. Где гуманитарная сторона действительно напрочь отсутствует, так это в бухаринщине, в правотроцкизме; вот там, и впрямь, один голый техницизм, одна "рациональная организация производительных сил".
Что же касается марксизма, то он не только активнейшим образом занимался правовой проблематикой, но он ещё и впервые в истории поставил гуманитарные искания человечества на реалистическую почву, на почву их практической осуществимости. Ведь нравственность и духовность не витают где-то в безвоздушном пространстве, тут нельзя абстрагироваться от материальной основы, ибо сами люди, носители этих свойств,- увы,- материальны. Если у вас в квартире отключить свет, газ и водопровод, да ещё зимой, в морозы, вам в ту же минуту не до духовности станет. Вот эти реальные взаимосвязи в марксистской науке всеобъемлюще учтены, что и создаёт впечатление некоторой её утяжелённости и приземлённости. А в остальном она гораздо более духовна, чем все эти нынешние скороделки, с которых моментально вся духовность слетит при первом же крупном перебое в электро- или водоснабжении.
Теперь, как смотрел на эти вопросы И.В.Сталин.
Сразу напомню, что И.В.Сталин - автор безусловно лучшей, наиболее вдохновляющей демократической программы XX века: программы всемерного развёртывания массовой низовой критически-творческой инициативы ("критики снизу"). Следовало бы даже сказать, наверное,- не XX, а XXI века, ибо эта прорывная сталинская идея до сих пор не осуществлена, нам только ещё предстоит воплотить её в жизнь. И.В.Сталин также автор первой нормативной, если можно так выразиться, полномасштабной конституции социалистического государства - Конституции СССР 1936 года.
Но на этом я не могу сегодня задерживаться, тем паче что эти сюжеты освещены в других наших наработках, включая наработки опубликованные.
Хотя, опять же, опубликовано далеко не всё и далеко не в том формате, как надо бы. Обратимся, конкретно, к предмету сегодняшнего нашего рассмотрения - к "Экономическим проблемам социализма в СССР".
Вы не удивляйтесь (не удивляйтесь, кто этого не знает), но у нас в то время в повестке дня теоретических дебатов во весь рост стоял вопрос о переходе к коммунизму. И действительно, если бы сталинскую модель в экономике не разрушили, а ещё бы и дополнили её сталинской демократической моделью - программой развития самокритики и массовой критики снизу, то коммунистическое общество в нашей стране сделалось бы реальностью даже не в 1980г., а раньше. Так что такая постановка проблемы отнюдь не была забеганием вперёд.
С этой точки зрения и Сталин подходит, и всю свою полемику с бухаринцами он ведёт именно в терминах непосредственно, практически нам предстоящего развёртывания коммунистического строительства. И прежде всего, безукоризненно точно он определяет рамочные, так сказать, гуманитарно-правовые (а это и значит, в конечном итоге,- БАЗИСНЫЕ) условия "действительного, а не декларативного перехода к коммунизму".14 Эти рамочные условия - это поэтапное превращение труда "из средства только лишь поддержания жизни ... в первую жизненную потребность".15 Сегодня, когда мы - Большевистская платформа - излагаем эту проблематику, мы обычно формулируем так, что при переходе от первой ко второй, высшей фазе коммунизма отношение "труд - рабочая сила" должно быть заменено отношением "труд как творческая самореализация личности", труд как выявление и раскрытие творческой способности человека, т.е. его жизненного призвания. Вот масштаб и смысл того базисного, социоструктурного преобразования, которым должно ознаменоваться и которым должно быть обеспечено наше вступление во вторую фазу коммунистической общественно-экономической формации.
Вот тот "главный двигатель развития производительных сил", который должен поднять нас к высотам коммунизма: это неустанная государственная работа по созданию условий для раскрытия творческого и гражданского потенциала каждого члена общества. Именно каждого "поголовно", как В.И.Ленин говорил, ибо в марксистско-ленинском учении,- кто забыл, те вспомните, а кто не знает, те узнайте,- в марксистско-ленинском учении творческая способность трактуется как достояние и внутренняя суть КАЖДОГО человека, в марксизме нет изначально "бракованных" людей. И мы видим, что это также и всецело СТАЛИНСКИЙ подход.
Меня всегда несколько удивляло, что И.В.Сталин в "Экономических проблемах" не обращается к своим демократическим идеям; ибо, бесспорно, программа развития "самокритики и массовой критики снизу" - это мощнейший институциональный рычаг всех вышеописанных преобразований. Но, может быть, в этом есть и некоторый резон: ведь, в конце концов, в дискуссии 1951-52гг. обсуждался учебник политэкономии, а не советского законодательства или советского партийно-государственного строительства.
И тем не менее, то, что Сталиным здесь упомянуто, всё это имеет преимущественно и почти однозначно гуманитарную, не техницистскую направленность: "добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активным деятелем общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь, в силу существующего разделения труда, к одной какой-либо профессии".16
В свою очередь, для этого тоже много чего нужно: "сократить рабочий день по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов", "коренным образом улучшить жилищные условия и поднять реальную зарплату рабочих и служащих минимум вдвое, если не больше, как путём прямого повышения денежной зарплаты, так и, особенно, путём дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления".17
Т.е., подразумевается неукоснительное продолжение политики снижения затрат и цен, или продолжение действия двухмасштабной ценовой модели. Двухмасштабная модель в данном контексте играет особую роль ещё и потому, что она есть инструмент постепенного самоуничтожения товарно-денежных отношений, а они и должны быть уничтожены, изжиты при переходе к полному коммунизму.
Конечно, И.В.Сталин не только не забывает о материальном производстве, о необходимости обеспечить его непрерывный рост, но он твёрдо выдвигает это требование на первое место. Однако, он отнюдь не придаёт производству самодовлеющего значения, резко возражает против превращения производства в самоцель, что оборачивается исчезновением из поля зрения "человека с его потребностями".18
Суммируем рассмотренный материал.
Выполнение всех очерченных И.В.Сталиным условий, если бы оно увенчалось задействованием программы институционализации "критики снизу" (а почему бы её и не задействовали, у нас ведь нет оснований думать, что Сталин от неё отказался),- всё это, выполнение всех этих условий, означало бы:
а/ что мы - социалистическое общество в СССР - в принципе освоились уже не только со статикой, но и с динамикой исторического процесса, т.е. с качественно высшим кругом закономерностей, алгоритмом которых является диалектическое противоречие;
б/ что мы сумели сделать то, чего до нас не удавалось ни одному общественному устройству,- основное, наиболее "грозное" противоречие между производственными отношениями и производительными силами разрешили, в точке его обострения, не путём катаклизма, а планово и институционально;
в/ что мы планово, без потери контроля над объективными процессами совершили труднейшую и ответственнейшую вещь - перебрались из базисного цикла первой фазы коммунистической общественно-экономической формации в базисный цикл второй её фазы;
и наконец, г/ что как итог всего вышесказанного, наш общественный строй обрёл способность безразрывно, мощно и в опережающем темпе развиваться соответственно спонтанному развитию главной производительной силы - трудящегося и творящего человека,- а это и есть то состояние общественного строя, о котором всегда мечтали и к которому стремились и сами, как говорится, простые люди, и величайшие социальные реформаторы и революционеры на протяжении всей истории человечества.
Маркс,- напомню лишний раз, ибо это его прекрасное высказывание вообще-то не единожды в моих работах цитировалось,- Маркс выдвигал "требование такого государственного строя, который заключает в себе самом, в качестве определяющего начала и принципа, способность прогрессировать вместе с развитием сознания, прогрессировать вместе с действительным человеком
Стратегически, исход из нынешней катастрофы - это прорыв в коммунизм
.И ПОСЛЕДНЯЯ фабула в нашем сегодняшнем исследовании.
Могут, конечно, мне возразить: а не слишком ли, всё-таки, это всё заковыристо, и зачем нам эти "раскачки" производственных отношений туда-сюда и лазанье из одного непонятного цикла в другой, и насколько для нас нынче вообще актуален вопрос о построении коммунизма? Ведь перед нами совсем другие проблемы стоят.
И вот, снова и снова приходится повторять очередную чрезвычайно важную вещь, которая, вроде бы, должна быть самоочевидна, но... Десять лет, как минимум, пытаешься протолкнуть её людям в сознание - и сдвигов никаких.
Дело в том, что во всемирноисторическом эволюционном пространстве нельзя болтаться где попало, это эволюционное поле так же жёстко структурировано, как поле всемирного тяготения. Законы этого структурирования как раз и изучает наука, именуемая - исторический материализм, и одному из главнейших таких законов был посвящён нынешний мой доклад.
Сейчас у нас у многих такое ощущение,- к сожалению,- что они после развала СССР вроде как бы из клетки вырвались: социализма нет, капитализма, если разобраться, тоже нет, вот прогоним антинародный режим, и что хотим, то тут и построим. А ведь ощущение это в корне ложное, и с такими настроениями мы и режиму не страшны, и непригодны ни для какого разумного деяния на пользу нашего Отечества.
Точно так же, как мы не перестали дышать воздухом, оказавшись без СССР, точно так же мы не перестали и не могли перестать находиться в силовом поле основного социодиалектического противоречия. Точно так же, как мы никуда не двинулись со своей географической территории, так же мы продолжаем пребывать в каком-то базисном цикле, и на нашем месте жизненно важно понимать, в каком именно. Иначе мы и дальше будем только шишки себе набивать об эти силовые перекрытия, незримые, но могущественные, а выход нам так и не откроется.
Хорошо, а где мы до этого-то были, собственно говоря?
А были мы в базисном цикле первой фазы коммунистической формации. Начали штурмовать вторую фазу, с переходом этим не справились. Цикл не смог замкнуться в плановом, социально-осознанном порядке, как он должен был. Стал замыкаться по антагонистическому варианту - и тоже не замкнулся. Почему? Потому что проехали уже ту точку на спирали развития, где из социального катаклизма получается что-то путное, получается строй с более высокими характеристиками. А назад развитийную спираль уже не развернёшь. Задача, которую мы - социалистическое общество в СССР - объективно должны были решить, называлась и ещё продолжает называться: ПЛАНОВЫЙ МЕЖЦИКЛИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД. Мы задачу эту не решили и оказались заперты в болезненно, кризисно не завершённом базисном цикле первой фазы коммунизма.
Верхняя, если так можно выразиться, горловина этого цикла осталась кризисно разомкнута, и в эту дыру ринулся геополитический противник, который установил в стране фактически оккупационный режим. Говорят, полная реставрация капитализма у нас произошла. Да откуда ему взяться, капитализму? У нас произошло и продолжает ещё происходить оккупационное разрушение социалистического строя. А уж подо что эту разруху снаружи маскируют, то это как раз тот случай, когда на клетке слона висит надпись "буйвол".
Поэтому и все эти призывы к новой социалистической революции, они направлены мимо цели. Сколь бы эксцентричными ни казались сегодня такие выводы, но мы и так социалистическая страна, только оккупированная геополитическим противником. Оккупация стала возможна по причине кризиса, вызванного нашим застреванием на проблемах, которые по своему содержанию имели самое прямое отношение уже к построению, вот именно, коммунизма.
Провалиться дальше вниз, в капитализм, мы не можем, потому что дно у этого мешка, у этой социодиалектической ловушки объективно уже заделано. Я умышленно всё огрубляю, ибо если на языке Гегеля излагать, строго по науке, то вообще никто ничего не поймёт. Вот мы сидим в этом мешке, у него,- повторяю,- только та горловина пока
______________________________
1 См. Ф.Энгельс. Анти-Дюринг. ИПЛ, М., 1973, стр. 6.
2 См., напр., Напутствие на будущее И.В.Сталина большевикам. - http://www.dotu.ru/files/ford7.zip
3 См. информбюллетень "Светоч" №41, март 1999 г.- октябрь 2000 г.
4 См. И.Сталин. Экономические проблемы социализма в СССР. Госполитиздат, 1952, стр. 64.
5 См. там же, стр. 62.
6 Там же, стр. 65.
7 См. там же, стр. 59.
8 Там же, стр. 60, 78-73.
9 См. там же, стр. 79-80.
10 Там же, стр. 80-81.
11 Там же, стр. 62.
12 Там же, стр. 68.
13 Там же, стр. 67.
14 Там же, стр. 66.
15 Там же, стр. 66, 69.
16 Там же, стр. 68-69.
17 Там же, стр. 69.
18 Там же, стр. 78.
19 К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 1, стр. 240, 284.