Методологические замечании
к вопросу о "новой
редакции"
Программы КПСС
(Письмо XXVI съезду
КПСС,
в редакцию газеты
"ПРАВДА",
в редакцию журнала "КОММУНИСТ".)
Кандидат философских наук
Т. Хабарова.
Москва, февраль 1981г.
Самым удивительным во всех предсъездовских
публикациях и обсуждениях надо,- бесспорно,- признать то, что в них неким
поистине иррациональным образом оказался обойдён вопрос, с которого по справедливости
следовало бы нынче начинать: вопрос об итогах выполнения (или, соответственно, невыполнения) Программы партии,
действовавшей на протяжении истекших двадцати лет и обещавшей построение в СССР
к 1980-му году "коммунистического общества в основном".
Не будем,- как говорится,- ходить вокруг да около,
поскольку суть проблемы всем прекрасно известна и исчерпывающе ясна: констатация
явного и тотального по своим масштабам (в подлинном смысле программного)
провала - удовольствие, естественно, маленькое. С другой стороны: однако, всеобщеочевидный
и тотальный по своим масштабам практический провал такого документа,
как партийная Программа,- не та вещь, чтобы отделаться от неё "фигурой
умолчания". Слава богу,- ведь Программу, принятую XXII съездом, никто официально
не отменял и она два десятилетия подвизалась на нашей идейно-политической,
общественно-политической арене в качестве, вот именно, "конкретной,
научно обоснованной программы строительства коммунизма".[1]
Но коль скоро никакого "коммунизма" по ней воздвигнуть не удалось,-
и мы, наверное, от коммунизма сегодня едва ли не дальше, чем двадцать лет
назад,- коль скоро дело так обернулось, а критерием истинности всякой науки
служит практика, значит, "научных обоснований" там по-настоящему
и не было; речь теперь должна идти в
первую голову о том, чтобы выявить те "обоснования", какие были,
честно зафиксировать их подтверждённую практикой несостоятельность и изъять их отовсюду, где они ещё
пытаются играть роль, при исполнении которой потерпели бесповоротное и
наредкость впечатляющее фиаско.
Между тем, в действительности мы не только не
обнаруживаем необходимого в данной ситуации, самокритичного и нелицеприятного
марксистского анализа всей эпопеи с так называемыми "строго научными расчётами"[2]
путей движения к коммунизму, но нам и заявляют, как ни в чём не бывало:
"Руководствуясь Программой КПСС ... разработаны Основные направления
экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до
1990 года. Они обобщают практику коммунистического строительства в СССР
..."[3]
Позвольте, что значит "руководствуясь Программой",- если мало-мальски
трезво учесть весь вышеописанный реальный,
объективно-исторический контекст происходящего? Вот уж поистине,
"обобщили" практику коммунистического строительства! Ныне
действующая Программа КПСС, рассматриваемая именно как непосредственная
политико-методологическая, "социоинженерная" установка, провалилась при попытках применить её к реальным
процессам общественного развития, общественная практика её в этом её
качестве отвергла, "руководствоваться" ею, не выяснив, где
осечка, отчего получился провал, нельзя
. Это всё равно, как если сооружать здание или мост по проекту, по которому один
такой мост или здание уже обрушились. Со всей неоспоримостью и неотвратимостью
"засесть" перед фактом, что определённые идеолого-философские
предпосылки уткнули,- по существу,- хозяйственное и
институционально-демократическое развитие государства (и не только нашего, к
сожалению) в тупик, отрицать который невозможно, и одновременно навязывать
стране на десятилетие вперёд какие-то "направления", в точности на тех же предпосылках
построенные, даже без тени намерений хоть как-то проанализировать
случившееся,- это, мало сказать, политическая недобросовестность, это прямое
введение партии в заблуждение и сознательный обман масс, и плоды подобной
"стратегической" деятельности сами по себе, в отрыве от
животрепещущего вопроса именно о скрытых её
предпосылках, серьёзной дискуссии
попросту и не заслуживают. Искренне жаль, что тот всегдашний поток горячей
общественной заинтересованности, которым наши люди со столь неизменной и
доверчивой душевной щедростью вновь и вновь, невзирая ни на какие
злоупотребления ею, готовы встретить всякое партийное начинание,- искренне
жаль, что поток этот и на сей раз окажется расплёскан зря.
* * *
С трибуны съезда,- заметим кстати,- этой гражданской
отзывчивостью нашей общественности наверняка не преминут ещё раз злоупотребить:
нам, вне всяких сомнений, представят поражающие слух статистические данные,
свидетельствующие, как будто бы, о сакраментальном "единодушном и
всенародном одобрении" проекта "Основных направлений".
Но не обратиться ли нам на несколько минут к
событиям двадцатилетней давности?
"Проект Программы,-
говорилось на XXII съезде КПСС,- тщательно и всесторонне обсуждён на
собраниях во всех первичных партийных организациях, на районных, городских,
областных и краевых партийных конференциях, на съездах компартий союзных
республик. В них приняло участие свыше 9 миллионов коммунистов, то есть вся
партия. Проведено более 500 тысяч собраний трудящихся на предприятиях, в
колхозах, учреждениях, в воинских частях, профсоюзных и комсомольских организациях,
на которых обсуждался проект Программы. На этих собраниях присутствовало около
73 миллионов человек. Выступило по проекту Программы на партийных собраниях,
конференциях, съездах компартий союзных республик и на собраниях трудящихся
более 4 миллионов 800 тысяч человек.
Кроме того, в ЦК КПСС, в местные партийные органы, в
редакции газет, журналов, радио и телевидения поступило более 200 тысяч писем и
статей."
"Выступления и письма членов партии и
беспартийных полны возвышенных мыслей и чувств."[4]
Вот видите, какая нежелательная получается
фантасмагория: проект сошёл за "единодушно одобренный всеми коммунистами,
всем советским народом"[5],
восемьдесят миллионов на обсуждениях присутствовало, четыре с лишним миллиона
выступало, всё было полно возвышенных мыслей и чувств,- а основная,
"планово-прогностическая" часть Программы (иными словами - то, ради
чего её и составляли) на поверку оказалась ни к чему не обязывающей
"научно-популярной" беллетристикой, и даже далеко не первого разряда.
Суть дела здесь в том, что дискутировать
(разумеется, и готовить) программные партийно-государственные документы нужно
не механически, а творчески ; т.е., обнаруживая,
прослеживая и стремясь разрешить объективные диалектические противоречия,
посредством которых поступательно движется сама общественно-историческая
действительность и которые, постольку, непременно должны получить всестороннее
освещение и в научных, политически-планирующих разработках, на преобразование
этой действительности нацеленных. Формой же творческого подхода к какому бы то
ни было вопросу является,- как учит диалектическая логика,- подход критический ; конструктивная
критика, не только вскрывающая огрехи, но настойчиво ищущая положительных решений,-
вот этот процесс, когда он надёжно отлажен в политико-правовом аспекте (иначе
говоря, институционирован), и
есть общественно-закреплённый, общественно-"материализованный" вид
или облик, который в нормально развивающемся социалистическом государстве
приобретает творческое мышление масс,
мышление народа именно как творца, субъекта своей собственной истории.
Но у нас покамест,- о чём я
снова и снова поднимаю разговор практически во всех своих обращениях к
руководству партии, в партийную и научную печать,- у нас покуда отсутствует сколько-нибудь развитая и дееспособная политико-правовая структурность,
институционализирующая критическое, или творчески-"субъектное"
волеизъявление подавляющей массы рядовых граждан; критика сравнительно
"слабая", едва "царапающая" поверхность общественной жизни,
ещё может надеяться, что её примут к сведению, но чем смелее критический анализ
погружается вглубь, в сложную и подчас болезненную "толщу"
общественных проблем, тем призрачней его шансы быть разумно учтённым, подлинно
же проблемные , широко принципиальные
критические выступления откровенно и систематично дискриминируются.
Следует понимать,- тем не менее,- что одно такое
выступление по своей значимости без труда "перетягивает" четыре с
половиной миллиона выступлений механических и формальных, прочитанных "по
шпаргалке"; и до тех пор, пока не будет покончено с дискриминацией
именно проблемных
критических разногласий, пока не будет создан конституционно-правовой
инструментарий, обеспечивающий действенность критики и уважительное отношение к
ней не в обратной, так сказать, а в прямой пропорции к её концептуальности и остроте,-
до тех пор мы останемся принуждены признавать, что народ у нас, как проблемно
мыслящий "коллективный субъект" собственного развития, в
выработке планов, программ и т.д., касающихся этого его развития, по существу не участвует.
А какая цена планам, "стратегиям" и
проектам на будущее, от составления которых народ как
общественно-исторический субъект
(движущее, генерирующее начало) этого самого будущего оказался фактически
отстранён, и можно ли подобные опусы преподносить под вывеской
"снискавших единодушное одобрение" народных масс? Цена им - грош; а
"единодушное одобрение" вышеразобранного сорта, это давно уже - чисто
манипулятивная политическая фикция, заслоняющая и извращающая
классово-политическую истину реального хода вещей, мешающая массам в
истину эту проникнуть и осветить ею пути своей борьбы за коммунизм.
Подумать над тем, как с наименьшими (по возможности)
общественными потерями освободить нашу политическую систему от этого паразитического
"механизма", который - покуда он действует - упорно и
"беспроигрышно" лишает любые наши стратегические намётки именно всякой научности
,- вот о чём самое время было бы теперь позаботиться; в особенности имея в
виду, сколь бесславно финишировали нынче, друг за другом, две некогда
"единодушно поддержанные и одобренные" стратегические директивы:
"конкретная, научно обоснованная программа строительства коммунизма"
у нас в стране и "проверенная на практике(!) стратегия строительства
развитого социалистического общества" в Польской Народной Республике.[6]
Самое было бы время серьёзнейшим образом задуматься над механикой затронутых
выше вредоносных "одобрений" и над их разрушительной, тормозящей,
подлинно-"блокирующей" ролью в процессах творчески-революционного
развития мирового социализма; а не восторгаться, глядя, как по заезженной колее
устарелого и деструктивного, явно "пережиточного" ритуала загромыхал
очередной набор благих пожеланий и обещаний, не снабжённый никакими реальными
социометодологическими "ключами" к тому, чтобы кризисные тенденции в
народном хозяйстве, в общественно-политической сфере были преодолены и
обещания не увяли вновь на бумаге.
* * *
Сейчас вернёмся к тексту Программы КПСС 1961-го
года; в чём заключался там коренной дефект, не позволивший всем этим - столь
"грандиозным" на первый взгляд - предначертаниям осуществиться?
На вопросе о философско-методологической и идейной
"дефектности" общих схем, положенных - к великому прискорбию - в
"краеугольные камни" всех дебютировавших у нас за последние
десятилетия долгосрочных и краткосрочных перспектив самого разного характера,-
на вопросе этом я останавливаюсь, по сути, в каждой своей работе, в каждом теоретическом
и "политическом" письме, так что с соответствующей аргументацией
должны бы быть уже неплохо знакомы в ЦК и в его печатных органах; ниже я
указанную аргументацию сжато лишний раз воспроизведу.
Следовало бы нашим (да и всяким вообще) поборникам "научно
обоснованных" программных мероприятий отправляться всегда от той
простейшей и незыблемой научной истины, что предвидеть и успешно планировать
предстоящий ход какого-либо явления можно только при условии, если познана (в
известном приближении, конечно) сущность данного явления и некоторые
определяющие, сущностные законы его
протекания; раскрытие сущности тех или иных естественноисторических феноменов,
а постольку - плодотворное овладение ими и использование их в интересах
человека, это и было, собственно, во все времена критериальным признаком науки,
отграничивающим её от прожектёрства, утопизма, демагогии и прочих, более или
менее агрессивных, форм людского невежества.
С этой точки зрения, если
подойти к такой сверхсложной совокупности разнообразнейших и разнонаправленных
явлений, как общество в целом, то его сущность на современном уровне научного
познания ("современном" в широком смысле) была установлена Марксом и
В.И.Лениным: было показано, что сущностным остовом, сущностным "каркасом"
общественного организма выступает его базис , или система его производственных отношений,
отношений между людьми в связи с производством, обменом и окончательным
распределением материальных и духовных благ. Потому-то мы и повторяем
неустанно, что Маркс и его продолжатели создали науку об обществе;
это не расхожие слова, а констатация кардинальнейшего факта,- что впервые
оказалась выдвинута такая формулировка совокупной сущности общественных явлений, на основе которой,
действительно, стало возможно методически предугадывать (с немалой
достоверностью) их будущее развёртывание и до известной степени его, это
развёртывание, направлять; до известной степени, причём весьма высокой.
Но отсюда непосредственно вытекает и дальнейшее, не
менее примечательное обстоятельство: что ревизовать Марксово определение
общественной сущности (сущности данного общественного строя) как системы
производственных отношений значит сползти, в социальном теоретизировании,
с подлинно-научной на донаучную ступень и лишить себя всякой
возможности достоверно предвидеть - следовательно, и разумно формировать -
будущую эволюцию общественного устройства именно как развивающейся целостности,
именно в его содержательно-сущностном плане.
С третьей Программой партии,- которую мы сегодня post factum анализируем,- в итоге не что иное и произошло:
марксистская трактовка сущности (структуры) общества как производственно-отношенческого базиса оказалась
в ней подменена "материально-технической базой" - категорией
не марксистской, а каутскиански-бухаринской; и на этом разговор о научности Программы можно было считать законченным,
ибо уже тогда априори было ясно, что декретировать сроки "вступления в
коммунизм", не высветив сущностных закономерностей его становления
в современных исторических условиях,- дело совершенно пустое.
Спрашивается,- далее,- какова же в действительности
эта, не высвеченная и не отображённая в Программе, сущностная
картина эволюционирования
современного социалистического строя по направлению к коммунизму? Сущностная -
значит, как мы договорились уже, базисная; но базис представляет собою костяк,
"несущую конструкцию" всех протекающих в обществе на рассматриваемом
отрезке его истории производительных процессов, имеющих своим результатом создание
материальных или культурных ценностей (он есть "форма развития
производительных сил", как это издавна резюмируют в марксизме).
Самое понятие базиса как качественно-структурной
определённости, отличительной специфики некоторого, обычно достаточно
длительного исторического этапа в развитии общества,- понятие это
подразумевает, что базис, строй
производственных отношений, не может меняться и фактически не меняется, так
сказать, ежедневно; базисные изменения - особенно изменения главного базисного
отношения, каковым служит собственность на средства производства,-
совершаются лишь периодически, лишь от одного, вот именно, исторического этапа
к другому, в рамках же каждого такого этапа производственно-отношенческая структурность
в основном подлежит только конкретизации, только
"разветвляется", нащупывает и оттачивает бесчисленные частные формы
своего творчески-стимулирующего воздействия на производительные силы.
Характерная периодичность (цикличность)
крупномасштабных производственно-отношенческих сдвигов в динамике общественного
организма, а также сравнительная быстротечность самого сдвига в сопоставлении с
протяжённостью "спокойного функционирования" базиса,- всё это и позволяет
описывать социоструктурный сдвиг как скачкообразный акт. Скачкообразность не означает тут,
конечно, якобы социальные структуры перестраиваются обязательно в порядке
некоего спонтанного, хаотического взрыва; но вот что она означает уже точно,
так это следующее: всё, что происходит с базисом как таковым (т.е. может и
должно квалифицироваться не как "обрастание подробностями" на фоне
общей длительной стабильности, но именно как внутренняя перестройка, перемена), все эти внутренние "реорганизации"
в системе производственных отношений вершатся целиком и полностью на
рубеже между двумя "базисными циклами", заканчивающимся и
начинающимся, на рубеже между двумя достаточно крупными отрезками в
экономико-политической истории данного способа производства.
Социоструктурные (базисные, или производственно-отношенческие)
передвижки, изменения в типе собственности на средства производства, в
способе соединения средств производства с реальным, конкретным производителем,-
вот они-то и образуют, в конечном итоге, естественные, объективно-исторические
границы между этапами развития данной общественной формации. Со всей
очевидностью, чтобы наметить истинно научную, опирающуюся на
познание сущностных взаимосвязей
картину предстоящего обществу развития лет на десять - двадцать вперёд, надо:
показать, прежде всего, что временной масштаб нашего
программирования выбран не произвольно, что нашему десятилетнему (допустим)
сроку и в объективной действительности отвечает какой-то относительно
"закруглённый", поддающийся вычленению процесс, который вот сейчас
начинается и как раз лет десять будет продолжаться; другими словами, что мы
стоим на пороге очередного базисного
цикла.[7]
В литературе нашей политэкономической и
экономико-философской на каждом шагу читаем, что развитие
общественно-экономической формации есть объективный процесс, закономерности
которого "не зависят от воли и сознания людей", что он, повинуясь
своей внутренней логике, распадается на фазы, этапы и т.д.; но тогда всякая
разумная программно-плановая деятельность ни от чего другого, поистине, и не
может отталкиваться,- кроме как от того, чтобы установить и описать, хотя бы
приблизительно, на какой "кусок" закономерно процессирующей
объективной реальности направлены наши замыслы и какими законами,
специфическими именно для данного конкретного куска, мы собираемся
руководствоваться в нашем по нему "путешествии". Коль скоро же и
впредь мы полагаем программировать и планировать так, что сущностно-структурные
циклы объективной экономической реальности будут заканчиваться посередине наших "плановых циклов", мы вряд ли
увидим коммунизм намного раньше, чем если бы вообще ничего не планировали и
всё дело его построения пустили по волнам экономической стихии.
* * *
Столь фундаментален этот
характерно-материалистический принцип объективной содержательности
подлинно научного долгосрочного программирования, что нелишне, пожалуй,
подытожить ещё раз:
мы проектируем на будущее не просто какую-то ничем
не обусловленную последовательность наших собственных субъективных действий,
а материальный, объективно-реальный процесс, во многом,- и
впрямь,- от нас не зависящий, хотя мы и являемся непосредственными его
участниками и агентами; контуры наших планов должны отображать, воспроизводить
объективный сущностно-структурный "контур" этого процесса; план, рассчитанный
на определённый срок и на определённые "конечные результаты", должен
открываться широким и убедительным показом того, какие реальные
тенденции в самом общественно-экономическом ("базисном") бытии
позволяют ставить намеченные планом задачи и твёрдо надеяться на их выполнение.
Если социальные проектировщики не в состоянии
объяснить, на каких действительных процессах в "базисной субстанции"
общественного производства они основывали свои прогностические "сценарии",
прикидки и расчёты (или если соответствующие объяснения не идут дальше
примитивной экстраполяции наличного положения вещей),- этого рода
"проектирование" не может быть признано научным. С подобном
ползуче-"стратегическим" мышлением, игнорирующим элементарные истины
материализма в общественном познании, надо решительно кончать, и в нашей
плановой практике не должны иметь места проекты и "стратегии", при
изложении которых легко можно "обойтись" без единого обращения к
сущностным категориям марксистско-ленинской науки об обществе.
Если существенная, сущностная упорядоченность,
"сформированность" общества конкретно-исторически воплощена в его
базисе, то законом движения базиса является циклическое по своей природе
взаимодействие с производительными силами,- периодически разрешаемое и
самовозобновляющееся диалектическое противоречие, смысл и "работа" которого
заключаются в том, что данная система производственных отношений служит,
сколько сможет, для общественных производительных сил активно структурирующим,
охраняющим и побуждающим началом (формой их развития), а затем
"устаревает", "тормозит" производительные силы и как
результат скачкообразно замещается новой формой, качественно более совершенной
и высокой. Самый напряжённый, "взрывоопасный" момент всего движения -
это, как нетрудно догадаться, непосредственно "скачок", стык двух
таких циклов, когда происходит смена, фронтальное усовершенствование опорных
производственно-отношенческих структур или иная качественная в них пертурбация.
Отсюда видно, насколько это неразумная, глубоко-несовременная и отсталая
"методология",- строить прогнозы, планы, "стратегии и
тактики", абсолютно не считаясь с объективными ритмами, с объективным
развёртыванием структурных циклов в экономике, рискуя тем, что
"пограничная зона" двух соседних циклов ляжет где-то посередине
планового срока и вместо предусмотренного планом бодрого наращивания
количественных показателей придётся спешно, наугад нащупывать нужную
"переделку" в организационно-политических механизмах, в отношениях
собственности. А в спешке немудрено натворить и ошибок.
Структурно-организационная "лихорадка",
которая ныне многие месяцы подряд нещадно "треплет" Польшу, причём
крайне болезненно,- впечатляющая ("нарочно не придумаешь")
демонстрация и резюме этого антидиалектического подхода, когда сочиняли
безмятежные, деревянно поступательные "программы для целого
поколения"[8], в то
время как тяжелейший межциклический "стык", никем не
"опознанный", стоял буквально под дверьми.
Не мешает вспомнить, что
совершенно та же ситуация "латания и перелицовки на ходу"
организационно-управленческих схем (помимо которых "не дотянуться" и
до схем базисных) возникла у нас вскоре после провозглашения XXII
съездом партии обсуждаемой нами теперь Программы КПСС,- когда вместо
прокламированного "подъёма производительных сил" обнаружилось резкое
их затормаживание, вызванное нарушением (в 50-х годах) ведомственно-отраслевого
принципа в руководстве народным хозяйством. Со всей ясностью, тогдашнее
возвращение к министерской, централизованно-ведомственной системе
хозяйствования, "обросшее" по пути ещё разными прочими идеями и
вылившееся, в итоге, в "экономическую реформу",- это, если
приглядеться, и была та самая межциклическая
производственно-отношенческая реконструкция, чёткий набросок которой
по-настоящему должен был бы открывать
собою "генеральную перспективу" первой половины 60-х годов в
качестве её опорного, "скелетного" мероприятия и главного, вот
именно, экономического рычага смутно мерещившихся улучшений. Но
эта фундаментальнейшая "тонкость" так и ускользнула от осознания, а
между тем с экономической реформы фактически начался, в нашем
народнохозяйственном комплексе, новый структурный цикл (или подцикл),
причём совсем другой, нежели тот,
который имела в виду (увы, так же "бессознательно") партийная
Программа и уточнявшая её двадцатилетняя "перспектива". А отсюда -
оттого, что жили при одной производственно-отношенческой реальности, думали
же, как говорится, на другую,- и проистекли все воспоследовавшие в дальнейшем
конфузы и неувязки, которые нет надобности здесь заново перечислять.
* * *
Среди положений, включённых
в своё время в Программу и в сопутствовавшие ей выступления
партийно-государственных деятелей, некоторая часть,- бесспорно,- ни в какие
нежелательные "трения" с нашей внутриполитической и
внешнеполитической практикой не вошла, и они постольку могут характеризоваться
как успешно выдержавшие ещё одну жизненную проверку; ещё одну - потому что
сказанное относится главным образом к добросовестно воспроизведённым в
Программе (не слишком уж, к слову, многочисленным) давнишним, апробированным
истинам коммунистической доктрины,- например, к положению о мирном
сосуществовании как об объективно-необходимой "модели"
взаимоотношений с буржуазными государствами и специфической современной форме
классовой борьбы.
Следует данное обстоятельство (хоть что-то
подтвердилось) приветствовать как безусловно отрадное, но оно ни в малейшей
мере не должно истолковываться так, будто Программа оказалась "в целом
верна" и на сей день нуждается лишь в "редактировании"; "в
целом", в общих чертах можно не без успеха ориентироваться и на сочинения
Платона или Аристотеля (не говоря уже о Марксе), ибо они также кое-что -
иногда даже весьма существенное - предвосхитили вполне правильно.
Между тем, Программа партии - не учебное пособие,
вся ценность которого в корректном пересказе испытанных истин, и не общее
предвосхищение; это рабочий , политико-технологический (если так можно
выразиться) документ, непосредственное руководство к действию, призванное
решить чётко определённый круг этапных для партии и для класса задач, и коль
скоро назначенные сроки истекли, задачи же упорно не решаются,- о
"редактировании" такой Программы резонно ставить вопрос лишь в том
единственном смысле, в каком "редактируют" инженерно-конструкторскую
документацию, по которой изготовили, к примеру, холодильник, а он греет, вместо
того чтобы охлаждать.
Стратегическая, этапная "нагрузка" третьей
Программы КПСС была, как предполагалось,- построить "в основном"
коммунизм, через создание его "материально-технической базы"; но
поскольку "коммунизма" никакого и никаких его "баз",- ни в
основном, ни в частностях,- нет и в помине, вывод из этого всего, по совести,
может быть лишь один:
заложенная в Программу мертворождённая
"концепция" построения коммунистического общества ошибочна
, и её надо не "редактировать",
не "спасать" от справедливой критики, а подвергнуть принципиальному
марксистскому анализу и заменить
какой-то иной разработкой, более убедительной и
практически-дееспособной.
В проделанном рассмотрении
мы напомнили уже и показали,- лишний раз,- что марксистски-грамотное социальное
проектирование должно исходить из динамики
сущностного,
"скелетного" устройства общественного организма- иначе говоря, из динамики его производственных
отношений; что же касается "материально-технической базы", то
с марксистской точки зрения технические закономерности никоим образом сущностными закономерностями общественного развития не являются,-
как сущностная категория техника фигурирует в "учении" Бухарина, но
не у В.И.Ленина и не у Маркса. Стало быть, весь праворевизионистский
"теоретико-философский алгоритм" Программы – в корне ложный: всё это порочное
"триединство", согласно которому
"вначале" сооружается абстрактно,
самодовлеюще взятая "материально-техническая база", толкуемая к тому
же просто как аморфное скопление вещных экономических величин (столько-то
миллионов тонн стали, зерна, миллиардов киловатт-часов электроэнергии и т.д.);
к этому аморфному вещному скоплению неким туманным способом
("постепенно", т.е. по существу едва ли не автоматически) прирастают
"коммунистические общественные отношения",
и - наконец - "формируется новый человек".
С позиций не механицистского, бухаринского, но марксисткого
материализма, однако, всё обстоит как раз наоборот:
техника - всего лишь элемент производительных
сил, причём не главный (главным являются опять-таки люди
, трудящиеся массы); у неё нет какой-то собственной трансцендентной,
"надчеловеческой" логики развития, "отдельной" от
объективной логики того способа производства, к которому она
конкретно-исторически принадлежит;
человек,- несомненно,- переделывает при помощи
техники свои жизненные условия и в известной мере самого себя, ведь она для этого
и создаётся; но не техника,- в конечном итоге,- "формирует" людей и
их экономико-политические взаимозависимости, а
люди и их отношения выступают активной, безоговорочно предопределяющей
и направляющей социально-исторической формой технического
прогресса, формой, вне которой он лишается внутреннего побуждающего импульса и
всякого смысла вообще.[9]
* * *
Суммируя,- если вооружать сейчас партию и народ
Программой, в которой бы коммунизм был, действительно, предметом
марксистски-обоснованного теоретического расчёта (а не крикливого бахвальства
и не очередной никому не нужной "утки"), то узловые пункты такого
расчёта следующие:
надо уяснить,- во-первых,- насколько далёк наш
теперешний базис от базиса собственно коммунистического (или, напротив, насколько
близок к нему),- каково структурное "расстояние", отделяющее нас от
коммунизма, и какого характера базисные трансформации нас ждут на этом пути;
выяснить это,- со всей очевидностью,- означало бы,
что мы определили, в какой структурный цикл мы с нашей новой Программой
входим;
но мы ведь не попросту пассивно "входим",
а и активно открываем новый цикл,- устанавливая, во-вторых, какие
изменения, какую перестройку надо в базисных структурах совершить,
чтобы в полной мере вернуть, на открывающемся этапе, наши производственные
отношения к роли "главного двигателя" производительных сил, мощно
расчистить, расширить "структурный горизонт" всего нашего производительного
развития и сообщить производительным силам
действительный, давно и
болезненно требующийся качественный подъём.
Стержень, концептуальный "хребет" новой
партийной Программы,- если, повторим опять-таки, это будет (или, точнее, когда это будет) именно Программа, но не
пустопорожнее праворевизионистское сочинительство,- стержень и общую концепцию
новой Программы должна образовать развёрнутая характеристика того структурного
"отрезка пути", того структурного цикла, который лежит сегодня между нами и
коммунизмом как таковым, а также той базисной перестройки,
которая необходима, чтобы указанный новый цикл "отомкнуть", чтобы
разрешить нагромоздившиеся противоречия в системе "производительные силы
- производственные отношения", экономически производительные силы
"реорганизовать", "реструктурировать" и тем самым
"растормозить" их рост на достаточно протяжённое время вперёд.
В подробностях излагать здесь все дальнейшие
соображения, конкретизирующие названную концепцию, не отвечает задачам и
ограниченному объёму настоящих заметок, но что такая концепция вполне может
быть построена, на нынешнем уровне продвинутости марксистских исследований у
нас в стране,- нагляднейшим свидетельством этому служат многочисленные и по
ходу вещей всё более детальные её наброски, содержащиеся в моих теоретических
работах, адресованных в разное время (начиная с 1976г. - с письма в XXV
съезд КПСС) Центральному Комитету, редакциям "Правды",
"Коммуниста", ещё некоторым другим относящимся к делу изданиям,
учреждениям и лицам - "Вопросам философии", руководству Отделения
философии и права АН СССР и пр. В.И.Ленин учил,- как известно,- что открыто,
последовательно и убеждённо проводимую идею нельзя никогда считать чьей-то
личной причудой, она есть порождение и выражение определённой объективной
необходимости в развитии социальной обстановки. Продолжающаяся годами
дискриминация вышеупомянутых трудов,- постольку,- отнюдь не одно лишь
игнорирование моих личностных конституционных гарантий (что, собственно, и само
по себе недопустимо), но негодная попытка антиправовыми, грубо-репрессивными
мерами "помешать" осуществлению, вот именно, определённой и при
этом фундаментальнейшей необходимости в развитии самой партии и
Советского государства, в развитии всего нашего общественного строя:
необходимости вернуться от безграмотно-реставраторского к марксистскому пониманию
и освещению объективных процессов, вершащихся в структурных "недрах"
нашей общественной формации, а отсюда и к марксистским методам непосредственно-практической работы с ними.
Следует,- конечно же,- согласиться с Л.И.Брежневым, что тем, кто выступает с
правдивой и деловой критикой, незачем скрывать своё лицо, но у бесспорного
этого положения есть и другая, не менее важная сторона, явно им просмотренная:
лицо своё незачем скрывать и тем, кому правдивая, деловая критика адресована;
когда к тебе обращаются на внятном, разумном человеческом языке, с
обстоятельной и безупречно проработанной критической аргументацией, надо отвечать - отвечать на том же языке разума,
партийной принципиальности и гражданской порядочности, а не спесивым ломаньем,
барством, многолетней игрой в молчанку и прочими бюрократическими
"иносказаниями". Вне всяких сомнений, подобного рода
"анонимщки" на высоких постах,- которые от других требуют
"честных и открытых" обращений, а сами, вместо честного ответа на честно
и открыто выраженную критическую озабоченность, окружают критику цинично-непробиваемым
"заговором молчания", да ещё репрессируют людей за их государственную
инициативу,- подобные "анонимщики", несомненно, явление в нашей жизни
куда более отталкивающее и разрушительное, нежели анонимщик
"обычный", брызжущий ядом из своей подворотни.
Свободный выход на страницы нашей печати, к научной
и иной аудитории собственно-марксистских идей общественного
прогресса как движения экономического базиса общества (а не
"материально-технической базы"), в его взаимодействии с
производительными силами, в первую очередь с классом-производителем,- выход
марксистских идей из "подполья", где они ныне у нас обретаются,
безусловно, эффективнейшим образом способствовал бы решению проблем, стоящих
перед современным социализмом как в СССР, так и за его пределами, и избавил бы
нас от удручающе реальной угрозы протоптаться (в дополнение к двадцати
потерянным годам) ещё годы на "заново отредактированной" обочине
единственно верного - марксистского - пути в коммунистическое будущее.
Кандидат
философских наук Т. Хабарова.
Москва, февраль 1981г.
[1] См. Н.С.Хрущёв. О Программе Коммунистической партии Советского Союза. Доклад на XXII съезде КПСС. Госполитиздат, М., 1961, стр.21.
[2] См. там же, стр.27.
[3] См. "Правда" от
[4] Н.С.Хрущёв, ук. соч.,
стр.115-116.
[5] Там же, стр.116.
[6] См. VIII
съезд ПОРП. Доклад Э.Герека. "Правда" от
[7] Вышеприведённое соображение является здесь чрезвычайно важным, если не решающим.
И вправду, ведь общественный прогресс - отнюдь не уныло-монотонное, однообразное количественное прибавление "по стольку-то процентов в год"; процесс этот содержателен, он объективно имеет вполне определённую качественную "фабулу" (цель, если угодно) и довольно отчётливо расчленяется внутри себя на стадии, полосы - короче говоря, на структурные "единицы" или "блоки", наиболее характерные среди которых мы и называем: базисный цикл.
Социоструктурный (базисный, производственно-отношенческий)
цикл - это отрезок времени, на протяжении которого определённая форма
собственности, в такой-то её модификации, объективно способна стимулировать
производительные силы, справляться с ролью их всепроникающего общественно-человеческого
"двигателя"; к концу цикла данный комплекс производственных
отношений "срабатывается", устаревает
и требует существенных усовершенствований, существенной
"переделки", иначе производительным силам грозит застой.
Предположим, что мы составили некую социально-экономическую перспективу на двадцать лет, а "с началами и концами" базисных циклов толком не разобрались, и у нас окончание действующего цикла придётся - в принятой перспективе - примерно на пятый её год; что это будет значить? Это будет значить, что посреди планового периода,- вместо ожидаемого решения выдвинутых задач,- перед нами расползётся целый "букет", "веер" практически неконтролируемых стагнационных явлений в производительных силах; и спасибо ещё, если не грянет политический конфликт, как случилось в Польше, где структурный кризис разверзся вообще через несколько месяцев после подтвердившего широковещательную "стратегию" партийного съезда.
Спрашивается,- опять-таки,- кому и зачем нужно подобное "планирование"?
[8] См. VII съезд
ПОПП. доклад Э.Герека. "Правда" от
[9] В этом свете чрезвычайно симптоматично,- кстати,- что по причине общественно-организационной, экономической бессистемности в наращивании "базы", из-за сумбура в планово-оценочных показателях и т.д., мы не имеем сколько-нибудь удовлетворительных общественных результатов даже там, где в количественном выражении удалось выйти на вожделенный "американский уровень"; а ведь авторы Программы явно пребывали в твёрдом убеждении, что стоит лишь сравняться с Соединёнными Штатами по количеству тонн, киловатт-часов и пр., как сразу сам собой наступит коммунизм.
"Промышленность, обслуживающая сельское хозяйство и перерабатывающие отрасли, накопила огромный производственный потенциал,- говорилось, к примеру, на обсуждении предсъездовского проекта ЦК КПСС, созванном редакциями журналов "Вопросы экономики", "Плановое хозяйство" и "Социалистический труд".- Нет ни одной страны мира, которая могла бы поставлять сельскому хозяйству свыше 370 тыс. тракторов в год. Сельское хозяйство располагает ныне колоссальными энергетическими мощностями - около 580 млн. л.с. Энергоёмкость продукции нашего сельского хозяйства уже превысила американский уровень. Однако производительность труда растёт в сельском хозяйстве крайне медленно. ...
Сложилось странное положение: сохраняется
очень высокая численность занятых, и, несмотря на наращивание
материально-технической базы производства, число работников почти не
сокращается, а их дефицит с каждым годом нарастает. Главная причина этого
явления - неудовлетворительная структура материально-технической базы вообще
..."
"При тех средствах, которые вкладываются сейчас в сельское хозяйство, вполне возможно обеспечить в необходимых объёмах производство и овощей, и фруктов, и всей другой сельскохозяйственной продукции."
"Только за счёт развития инфраструктуры и перерабатывающей промышленности конечный выход сельскохозяйственной продукции можно увеличить как минимум на 15%. Этот показатель превышает запланированный среднегодовой рост сельскохозяйственного производства."
"Необходимо улучшение и
структуры самого сельского хозяйства. Возьмём такой пример:
производство картофеля в стране превысило 90 млн. т. Мы являемся самыми
крупными в мире производителями картофеля, превосходим по производству этого
продукта США в 6,5 раза. Но можно ли сказать, что и по потреблению
картофеля мы находимся на таком же уровне? Думаю, что нет, так как масса
товарного картофеля у нас составляет не более половины произведённого, а
объём розничной продажи ниже американского уровня. … Это относится не
только к картофелю, но и к пшенице, хлопку, молоку и др." ("Вопросы
экономики", 1981, №1, стр. соотв. 88, 62, 96, 89. Курсив мой.- Т.Х.)