Из
нашей почты От
А.ПИКАЛОВА nat999@yandex.ua (журнал
"Прорыв") по
проблеме демократического
централизма Т.Хабарова
– А.Пикалову В.А.Подгузова
я знаю по
совместной
работе, в
своё время, в
Андреевском
"Единстве". В
присланном
нам
материале
проводится
правильная, но в
общем-то,
далеко не
новая мысль,
что власть
должна
основываться
не просто на
численном
преобладании,
а прежде
всего на
авторитете
знания. Кстати,
у этого
"научного
централизма"
есть давнишнее
и достаточно
распространённое
название – идеократия.
Т.е., вопрос
сводится к
тому, как
должна быть устроена
власть в
идеократическом
государстве,–
каковым
являлся (и
снова будет,
по его
восстановлении)
СССР. Ответа
на этот
вопрос в
материале
В.А.Подгузова,
по большому
счёту, нет. Но
это отнюдь не
значит, что
его нет в
современной
марксистской
науке вообще. К
решению
проблемы
вплотную
подошёл
И.В.Сталин в
своей,– как
мы,
Большевистская
платформа, её
называем,– демократической
модели.[1]
Или, что то же,
в программе развёртывания
самокритики
и массовой критики
снизу. При
жизни
Сталина это
его
гениальное
прозрение
быть
реализовано,
по ряду
обстоятельств,
не могло. (Не
говоря уже о
том, что оно
не могло быть
реализовано
в обстановке
послесталинской
ревизионистской
вакханалии). К
проблеме
вернулась
Большевистская
платформа в
КПСС,–
учреждённая,
как известно,
в 1991г. на базе
общества
"Единство",–
а затем инициированный
Платформой в
1995г. Съезд
граждан СССР. В
сталинской
наработке
нехватало
механизма институционализации
критического
волеизъявления;
в связи с
чем для
проблемы
была
предложена
формулировка:
институционализация
массовой
низовой критически-творческой
инициативы. В
подробности
я здесь
вдаваться не
могу и не
буду, скажу
только, что в
такой
формулировке
Съезд
граждан СССР
смог
прописать
сталинскую
демократическую
модель в
подготовленном
нами Проекте
новой
редакции
Конституции
СССР
(представлен
левой
общественности
в 1997г., "принят
за основу" на
СГ СССР
второго
созыва в
октябре 2001г.).[2] Вот
где и когда,–
тов.
Подгузов,–
совершился
подлинный, а
не словесный
лишь прорыв
в
исследовании
той
проблематики,
которую Вы
нынче только
ещё выносите
на обсуждение,
да и то без
видимого
успеха. Таким
образом, в
идеократическом
государстве
стратегию
развития
страны
вполне может
определять (и
нечего этого
бояться или стесняться)
единоличный
или
коллективный
"верховный
жрец", с одним
только
условием: он
должен быть
доступен
доказательной,
аргументированной
критике, от
кого бы она
ни исходила.
(Это ситуация,
примерно,
столкновения
Сталина с его
оппонентами
в
экономической
дискуссии
1951–52гг.) Собственно,
это и имело у
нас место, в
принципе, при
Ленине и
Сталине. Идеологический
лидер не
обязательно
должен сосредоточивать
у себя в
руках
какие-то административные
рычаги. Его
задача –
блокировать
управленческие
решения, не
отвечающие
интересам
страны и
народа, и
санкционировать
(или самому
выдвигать)
такие, которые
общенациональному
интересу
отвечают.
Своим "всевластием"
он
пользуется
до тех пор,
пока у него
не появится
оппонент,
способный
нанести ему
поражение в
концептуальном
поединке,
способный
предложить
более
убедительный
вариант
общенациональной
стратегии. Эта
схематика
прекрасно
сочетается с
обычными представительно-демократическими
процедурами,
которые
лежат
чуть-чуть
"ниже
этажом", но на
этом
нижележащем
этаже
полностью отказываться
от них или
объявлять их
непременно
"ведущими в
тупик"
никоим
образом нельзя. Прошу,
если кто-то
будет
подводить
итоги обсуждению,
моё мнение
учесть и
огласить его;
во избежание,
в дальнейшем,
бессылочных
"заимствований",–
которые для
нас
превратились
уже в
подлинную
напасть. Мы разместим
заметки на
нашем сайте,
но я всё же
прошу и организаторов
обсуждения
это сделать,–
если вообще
что-то в этом
роде будет
предприниматься. Т.Хабарова 6
августа 2013г. [1] См., хотя
бы:
Т.Хабарова. И.В.Сталин
и проблемы
развития
социалистической
демократии.
"Советы
граждан
СССР" /г.Ростов-на-Дону/
№5, декабрь 2006г.
/http://cccp-kpss.narod.ru/bpk/poliklub/z9/vyst9.htm/
Т.Хабарова. Масса
и личность в
политико-философской
концепции
И.В.Сталина (в
сталинской
демократической
модели). В кн.:
Сталин и
современность.
Изд-во "КРАСАНД",
М., 2010. /http://cccp-kpss.narod.ru/drugie/2009/v25-12-09.htm/ [2] См.
Т.Хабарова. Страна,
которую мы не
потеряли.
Проект новой
редакции
Конституции
СССР. М.–
Арзамас-16, 2011.
/http://cccp-kpss.narod.ru/sjezdy/KONST.htm/ |