Председатель Исполкома
О классовом несовпадении
мировоззренческих основ современного естествознания
Выступление Владимира Ильича ЛЕНИНА Москва, 23 апреля 2022 г.
Соратники и единомышленники, Сложившаяся у нас манера
отмечать памятные даты выгладит так: подготовляется идейно-теоретический
материал, размещается на сайте, он же дополнительно озвучивается и зачитывается
в праздничный день. В этот раз так не
получилось. Выставленный на сайт
материал 1978 года написания концептуально сложный, "книжный", в озвучке он вряд
ли хорошо пойдёт, даже если читать его по тексту с бумаги, чего я в настоящее
время не могу. И гут меня осенила мысль: а
что, если попробовать просто рассказать в целом о замысле того цикла
теоретических наработок, откуда взят сегодняшний материал? Тем паче, что мы не
однажды примеривались издать этот цикл книгой; вот каково будет ваше мнение,
соратники, и на сей счёт? Итак, цикл статей на сугубо
философские темы 1978 − 80 годов под общим заголовком
Материалистическая диалектика и позитивистская схоластика. Совсем не удивлюсь, если
кто-то из "элементов", расплодившихся, к сожалению, у нас в Движении, загнусавит
по этому поводу: а зачем нам это нужно? А затем, что Марксом ещё
сказано: философия − голова Революции, сердце которой − пролетариат. И вот по этой-то "голове" и
старается, и начинает в первую очередь гвоздить классовый и геополитический
противник, с тех самых пор, как почувствовал, что она у пролетариата, у
трудящихся масс появилась и всё победительней отрастает, и этого уже не
остановить. И конечно же, мир Частной
собственности, мир Капитала не желает уступать свою господствующую роль на
планете Труду, хотя это исторически неизбежно, и главная битва в борьбе за
увековечение капитализма разгорается всегда вокруг вот этой самой "головы", это
надо очень хорошо понимать. Взгляните − 70-е годы, ещё
никаким Горбачёвым, как говорится, и не воняет, а подспудная схватка за реванш
после Великого Октября и победного Мая 1945 года уже кипит на полную катушку. И за что же уцепились
реваншисты, правореставраторы,− и ничего не скажешь, уцепились весьма
изобретательно и прочно,− на сей раз? А вот за что: это нужно? Сразу здесь предстаёт нам
одно из величайших достижений В.И.Ленина как философа − это учение о том, что у
человечества не существует и не было никогда никакого "беспартийного",
"надклассового" и "внечеловеческого" знания; любое познавательное, когнитивное
отношение всегда непременно преломляется через линзу или призму производительной
деятельности человека, через способ мипоприсвоения класса, "заведующего",− как учил В.И.Ленин,−
"экономическим порядком" данной эпохи. Или же, если у
господствующего класса уже формируется его преемник на сцене истории,
класс-претендент, то это будет способ мироприсвоения класса-претендента, пускай
он сейчас находится в зачаточном состоянии. Всё, третьего здесь воистину
не дано. Друзья дорогие, мы должны
учитывать, что наше коммунистическое жизнеустройство исторически ещё очень
молодо. Оно отнюдь ещё не овладело всем земным шаром, на большей части планеты
продолжает царить предшествующая нам капиталистическая формация. Мы из неё вырастаем, у нас с
ней много общего, и прежде всего это комплекс естествоведческих,
научно-технических дисциплин, плюс техника сама по себе. Становление этого комплекса
относится к тому периоду, когда буржуазия утверждалась у власти как передовой,
прогрессивный класс своего времени, и комплекс этот, до мозга костей пропитанный
миросозерцанием, мировосприятием буржуазии, служил эффективнейшим орудием
утверждения её планетарного господства. Изменился ли он с тех пор
мировоззренчески? Нет, ничуть. А почему, да потому, что нужды не было ему
меняться. Имейте в виду, что буржуазия
это класс эксплуатирующий, перед ней не стояла с такой остротой, как перед
пролетариатом, задача избавления от какого-то внешнего общественного насилия над
ней. Стоявшая перед ней задача, это была задача материального, количественного
приращения её могущества и всемерного закрепления того статуса кво, которого она
стремилась достичь и целенаправленно его достигала. Само собой получилось, что
идеальным общественным состоянием для неё оказалось статическое равновесие −
гомеостаз, в условиях рынка он устанавливается путём свободной стоимостной
конкуренции вовлечённых в процесс факторов. Идеальным (универсальным) видом
движения − рост, т.е. количественное прибавление или убавление содержимого
процесса. Идеальной логической концепцией − общепринятая в те времена, так
называемая формальная логика, которая рассматривает объект только в его ростовых
изменениях и не касается вопроса о могущих с ним произойти изменениях
сущностных, качественных. И вот на мировую арену,− уже
совсем близко к нашим дням, в середине XIX века,− выходит пролетариат со своими
социальными союзниками; естественно, ему сопутствует идеологическое выражение
его жизненных устремлений − марксизм. Но ведь пролетариату
логика-то всецело другая нужна, вот в чём вопрос! Пролетариат жаждет
избавиться от ярма наёмного фабричного рабства, от эксплуатации, ему нужна
логика радикальных качественных преобразований, логика смены государственного
строя, логика Революции! Вот оно − возникновение
классовою несовпадения
мировоззренческих основ, попробуйте его отрицать. Вот оно − проведение
рубежной Красной Черты, по одну сторону которой остаются пролетариат с Марксом и
Энгельсом, по другую − вся буржуазная идеологическая махина, сверху донизу,
ибо... Ибо, хотя востребованная
пролетариатом логико-философская конструкция − т.е. диалектика, диалектическая
логика − тогда существовала, была известна с незапамятных времён, в первой
половине того же XIX века Гегель предложил её "осовремененную" (по тогдашним
меркам) версию, но ведь она ни одним направлением буржуазной общественной мысли
− ни политической системой, ни политэкономией, ни естествоведением, ни
собственно философией так и не была принята к употреблению. И мало того, до сих
пор не принята, так что классовое несовпадение не только не сглаживается, но
продолжает разрастаться. Из факта несовпадения
мировоззренческих основ идеологическая обслуга буржуазии, сделала свои выводы.
На Западе конечно видели, что СССР при Сталине совершил беспрецедентный
немыслимый взлёт к вершинам мировой цивилизации, к статусу глобальной
сверхдержавы в огромной мере благодаря превосходству своей идеологической
доктрины. Следовательно, надо было из
кожи вон вылезть; но постараться переначинить эту Голову нашей пролетарской
Революции непролетарским мусором вместо мозгов. Собственно, в этом
заключался смысл информационно-интеллектуальной войны. Сколь это ни прискорбно, но
с кончиной И.В.Сталина мы лишились той фигуры на партийно-государственном
уровне, которая единственно была бы способна всем этим козням противостоять, и
"переначинка" марксистской философии буржуазно-реставраторским вздором пошла,
как по маслу. И вся операция состоит,
собственно говоря, в том, что вытащили на свет божий и лишний раз протрясли от
нафталина замшелый ревизионистский хлам насчёт каких-то "внечеловеческих" истин,
которыми снабжает нас "наука" (сиречь, естествознание), и на которых базируются
"новейшие" методы, вроде системного подхода. И руководствоваться мы теперь
должны только "системным подходом", а всё советское объявлено негодным и
подлежащим выбрасыванию на свалку истории, стиранию с лица Земли. И вот этими "новейшими"
методами уничтожаются десятки тысяч конкурентоспособных предприятий и
разгоняются десятки тысяч высококвалифицированных трудовых коллективов, сдаётся
в металлолом недавно закупленное за рубежом оборудование, рушатся или
растаскиваются по кирпичикам недавно построенные здания, сжигается инженерная
документация, земля за бесценок или вовсе задарма разбазаривается разным
хапугам. И все дикости этой
вакханалии фашиствующего разрушительства, итоги которых у всех перед глазами,
неизменно оказываются санкционированы и оправданы какой-нибудь "системной"
глупистикой. И это всё при том, что с
семиесятых годов, по меньшей мере, предпринимаются усилия прояснить кому-то до
понимания,− все эти системные подходы, системные анализы и т.п., ведь это всё
обыкновеннейший коммерческий расчёт "затраты − прибыль", только обряженный в
маскарадную одёжку какой-то "внечеловеческой" истины, и в этом виде
бесчинствующей в разных сферах нашего общественного бытия, в том числе и там,
где коммерциализация в принципе противопоказана. И тем не менее, борьбу надо
продолжать. Её надо продолжать уже
потому, что у неё есть объективно предопределённый, предначертанный конец,
финал, и финал этот, он в нашу пользу. А почему в нашу пользу? Вспомните великий вывод
Нюрнбергского процесса, мы этот сюжет рассматривали в прошлом, 2021 учебном
году. Во всякой схватке, стычке
мирового значения побеждает, в конечном счёте, всегда та сторона, которая
не нарушает принципов гуманитарного
права, у которой методы её мышления и действования нацелены во благо
человеку, а не во зло и не во вред ему. Объяснение это на первый
взгляд представляется чересчур простым, чтобы быть правдой, и однако, это
правда, и именно так оно и есть. А вы возьмите эпопею с
коронавирусом. Ведь это тоже была попытка уходящего с исторической арены мира
отсрочить свой уход. И одно время казалось, что все мы сгибнем в этом жутком
суперпузыре. Но есть такая усмешка
Истории, что когда Обман "избыточен", когда он слишком чудовищен, то он лопается
как бы сам собой. И с коронавирусом именно это и произошло: то ли Путин его
проткнул, то ли господь бог, мы не знаем, но он лопнул, поскольку это было
неизбежно. И у того обмана, который мы
с вами здесь разбираем, когда проеденные молью отрепья буржуазной идеологии
тщатся выдать и навязать другим как некие чуть ли не божественные истины,− у
него точно так же имеется эта объективная предначертанность и
предопределённость. Ну, не может победить в
Мировой войне и никогда не победит "наука", которая составляла (и продолжает
составлять!) разные "гарвардские проекты" для нашего народа, планировала
сокращение населения нашей страны с двухсот восьмидесяти шести до 15 миллионов и
предлагала (и продолжает предлагать!) вполне конкретные "меры", как этого
достичь. И этот пузырь лопнет. На вопрос, а когда же всё
это осуществится, я отвечу словами В.И.Ленина: Мы знаем, что нельзя предсказать
хода революции и нельзя её вызвать. Можно только работать на ползу революции.
Если работаешь последовательно, если работаешь беззаветно, если эта работа
связана с интересами трудящихся масс, составляющих большинство, то революция
приходит. А где, как, в какой момент, по какому поводу,− сказать нельзя. (Конец
цитаты.) Вот и давайте работать –
последовательно и беззаветно. А не склоками заниматься против тех, кто именно
так и работает. И всё произойдёт, чему положено произойти. Поблагодарим ещё раз
Владимира Ильича за его провидческие подсказки и постараемся как можно разумней
ими пользоваться. |