Председатель Исполкома
Съезда граждан СССР
Т.ХАБАРОВА
КЛАСС И ЭТНОС
(СОВЕТСКИЙ НАРОД: СТАЛИНСКАЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ)
на научно-практической конференции МГО ВКПБ
"И.В.СТАЛИН И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС",
посвящённой 125-ой годовщине со дня рождения И.В.СТАЛИНА
УВАЖАЕМЫЕ ТОВАРИЩИ,
мне не раз доводилось говорить вот о чём.
С ЭТОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, как обстоят дела в той области, которую мы обозначаем термином "национальный вопрос".
Скажу сразу же, что дела здесь обстоят аналогично.
И.В.Сталиным были схвачены и в большей или меньшей мере, но воплощены в практической действительности сущностные контуры как экономической, так и политико-демократической целостности эволюционирующего, развивающегося социализма - социализма, перерастающего во вторую фазу коммунистической общественно-экономической формации. И точно так же ещё одно его "трансцендентное", "вершинное" детище - это ЭТНИЧЕСКАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ развивающегося социализма, Советский народ.
В марксистской теории народ, этнос рассматривается вообще не как абстрактный "естественный" фактор, на который внешним образом налагается тот или иной государственный строй, но как фактор, полностью опосредованный глубинным классовым содержанием соответствующей эпохи.
Ведь народ в марксизме - это творец истории, субъект всемирноисторического процесса. Общественный строй - это явленное выражение внутренней энергетики народа как творца истории и главной производительной силы общественного развития. Но внутри себя этнос, разумеется, неоднороден. Его исторически активное ядро на поверхности событий и выступает как то, что мы называем: класс-революционер, класс-производитель, передовой класс данного исторического периода.
Междуклассовые отношения нельзя, поэтому, редуцировать только к отношениям по обладанию или необладанию средствами производства. Их содержание намного богаче, ибо они суть ещё и вышедшие на поверхность соотношения между исторически активной частью во внутренней структуре народа как целого - и частями менее активными или даже контр-активными. Иначе было бы необъяснимо такое явление,- всесторонне исследованное в марксистской философии и широко использованное в большевистской революционной практике,- как ГЕГЕМОНИЯ передового класса. Т.е., это способность передового класса,- несмотря на все противоречия по линии отношений собственности,- всё же сплачивать вокруг себя народ, нацию как целое и организовывать его на какой-то осмысленный и единообразный жизненный процесс. Пусть в эксплуататорских обществах это сплочение и достигается в основном принудительно; тем не менее, оно достигается.
Иными словами, господствующий класс всегда создаёт в обществе не только отвечающую его исторической роли и его интересам экономическую базу, экономическую системность, и не только отвечающую его роли и интересам политическую надстройку, политическую системность. Но он создаёт и ещё одну фундаментальную вещь, в отсутствие которой первые две (и все остальные) могут оказаться недееспособны: он создаёт ЭТНИЧЕСКУЮ СИСТЕМНОСТЬ
И ВОТ, как бы там ни было,- мы этот процесс в подробностях здесь проследить понятно, что не сможем,- но и эта великая социальная "матрица", сталинская национальная модель, назовём её пока так, она также оказалась реализована. В стране возникла новая историческая общность людей - Советский народ. Это российский этнос, полноправно реструктурированный революционным рабочим классом, как авангардным классом наступившей новой, коммунистической эры, в соответствии со своей всемирноисторической миссией, со своими ценностями и целями. Этнической сердцевиной Советского народа является,- как мы неизменно подчёркиваем,- русский народ, социальную его сердцевину составляет рабочий класс. _________________________________________
Положение о Советском народе как новой исторической общности людей записано в преамбуле Конституции СССР 1977г., но вообще эта формулировка появилась значительно раньше. Так, она фигурирует в Отчётном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии, с докладом этим на съезде выступал Л.И.Брежнев, это 1971 год.4 И конечно, ещё раньше Советский народ сложился как объективная социально-историческая реальность. С уверенностью можно утверждать, что в Великую Отечественную войну мы,- безусловно,- уже имели сформировавшееся национальное единство, адекватное нашему классовому строю. И оно сыграло в нашей Победе над фашизмом едва ли не решающую роль; без него мы столь мощного и опасного врага попросту и не одолели бы.
Давайте теперь посмотрим, а что значит сегодня для нас эта категория, как и вполне объективное историческое явление, стоящее за ней,
И прежде всего, это единственный действенно материальный "остаток" от нашей цивилизации, разрушенной в результате поражения в Третьей мировой войне. Это законный хозяин страны, который вправе предпринимать любые шаги от её имени. Хотя он и находится нынче в ненадлежащем состоянии: информационно-психологически контужен и нуждается в том, чтобы ему самому помогли подняться на ноги. Тем не менее, он отнюдь не мёртв, и это его состояние далеко не безнадёжно. И если помочь ему выбраться из травматического шока, он неотвратимо займётся прямым своим делом и сумеет вызволить из обрушившейся катастрофы страну.
Вопрос, в который мы тут упёрлись, он,- извините за невольный каламбур,- уже не национальный: национальный вопрос был решён И.В.Сталиным и Советской властью. Вопрос в другом: почему наше левое движение (или то, что себя так именует),- почему оно злостно не только не пользуется этим сталинским решением, но всячески от него открещивается и по существу шельмует его?
Сталинское решение национальной проблемы - это формирование Советского народа как этнической целостности социалистического общественного устройства. Советский народ - вот человеческая, людская составляющая социализма. Что бы с социализмом ни стряслось, вызволять его из любой беды должны люди, причём люди, организованные не как попало, а так, как это социализму объективно присуще и адекватно. Что,- кому-либо известна ещё другая, лучшая форма организации советских людей?
Слышали мы за это время предостаточно воплей на ту тему, что подход с точки зрения Советского народа - это, дескать, не классовый подход. Вот на этом примере прекрасно видно, что у нас всякого пустопорожнего балабольства вокруг великих заслуг Сталина - хоть отбавляй, а действительного интеллектуального освоения его творений и уж тем паче уменья их применять на практике - даже и близко нету.
Да какое же это вам "внеклассовое" понятие - Советский народ? Советский народ всемирноисторически сделан,- грубо говоря,- изготовлен революционным рабочим классом, у него вся социальная генетика от рабочего класса. Советский народ - это вообще тот облик, который только и мог принять рабочий класс, в окружении своих социальных союзников, после того как стал гегемоном нации и "носителем государственной власти в СССР".5
Становление рабочего класса классом-государствообразователем и носителем государственного суверенитета сместило центр тяжести классовой борьбы на международную арену. Её доминирующей формой определилось противоборство классово антагонистичных ГОСУДАРСТВ, т.е. ВОЙНА, в самых разнообразных её проявлениях, подчас сугубо непривычных и "нетрадиционных".
Вот современная научная картина КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ в мире, борьбы отживающего свой век, хотя всё ещё устрашающе могущественного транснационального капитала против лагеря труда, который неумолимо идёт на смену господству капитала, хотя порой и терпит жестокие поражения.
Категорически нельзя эту глубоко современную,- повторяю,- марксистскую, сталинскую схему "расковыривать" назад: из Советского народа выковыривать отдельно рабочий класс, отдельно русский народ, из общей панорамы глобального классового противостояния пытаться вытащить и фетишизировать повторную социалистическую революцию в отдельно взятой стране. Эпоха, когда всё это действовало по отдельности, канула в прошлое.
Сегодня проигрыш в классовой схватке равносилен военному поражению и оккупации страны. При таком раскладе, что вам даст "домашняя", внутрироссийская революция,- даже если предположить практически невозможное, что она окажется осуществима? Что же,- вы не видите, что классовый враг транснационален, что основные его резервы и штабные структуры находятся за рубежом?
В создавшихся новых условиях победоносный исход может гарантировать только трактовка всего того, что должно произойти между нами и классовым противником,- трактовка всего этого как национально-освободительной войны. Национально-освободительной войны Советского народа, подвергшегося неспровоцированной агрессии. Именно эту линию подтвердил и развил в своих документах Съезд граждан СССР третьего созыва, состоявшийся 31 октября нынешнего года. Мне остаётся лишь добавить, что решения Съезда граждан СССР, поскольку он строго придерживается рамок де-юре действующей Конституции СССР, имеют обязывающую правовую силу для каждого, кто считает себя честным и сознательным советским человеком. Осознав себя, каждый, частицей Советского народа и проявившись, наконец, все вместе как Советский народ, мы сделали бы к сталинской годовщине лучшее из всех возможных приношений.
1
2
И.Сталин. Об очередных задачах партии в национальном вопросе. Соч., т.5, стр.19.3
И.Сталин. К постановке национального вопроса. Соч., т.5. стр.58-59. Курсив мой.- Т.Х.4
См. "Известия" от 31 марта 1971г., стр.7.5
И.Сталин. О дискуссии. Соч., т.6, стр.1.