Канд. филос. наук

Т.ХАБАРОВА

 

 

НИКАКОЙ  "СОВРЕМЕННОЙ  ФИЛОСОФИИ"

БЕЗ  МАРКСА–ЭНГЕЛЬСА–ЛЕНИНА–СТАЛИНА

БЫТЬ  НЕ  МОЖЕТ

 

Выступление на семинаре

"Российское философское сообщество и современность"

ИФ РАН, Москва, 29 января 2010 г.

 

 

Для характеристики современного состояния философского сообщества фундаментально важны, как мне представляется, следующие факты.

Первое.

Никакой "современной философии" без марксизма–ленинизма–сталинизма, без учения Маркса–Энгельса–Ленина–Сталина сегодня быть не может, не только в коммунистическом, но даже и в буржуазном её варианте. Учение Маркса–Энгельса–Ленина–Сталина, это такой же этап всемирноисторической значимости в развитии философской мысли, как,– скажем,– немецкая классическая философия.

Второе.

На волне воинствующего антисталинизма после XX партсъезда, ввиду того, что из философии было выброшено всё, связанное с именем Сталина, философская наука в СССР оказалась "усечена" по меньшей мере на треть, причём "под сокращение" попали как раз её наиболее близкие к современности, наиболее прогностичные и креативные разделы. В этом причина того маразма и той полнейшей практической недееспособности, в которую наша официальная, академическая философия в конце концов погрузилась.

Третье.

Третье, это то, что развитие марксизма ленинско-сталинского толка – т.е., развитие современной подлинно научной философии – на этом никоим образом не прекратилось. Марксизм ленинско-сталинского толка продолжали развивать учёные, изгнанные из наших академических учреждений не за что иное, как за свои сталинские взгляды. Уже в наши дни, в этих же стенах, вот на таком же семинаре ко мне подошёл некий тип и заявил: а вас правильно держали без работы, ведь вы защищали Сталина.

Вместе с теми, кто "защищал Сталина" (в широком смысле), за стены Академии наук и прочих наших философских заведений вытек – и не мог не вытечь! – тогдашний интеллектуальный потенциал советской философии. И он, как было сказано, продолжал своим чередом развиваться и продуцировать,– только уже не внутри, а полностью ВНЕ нашей официальной науки.

Удивительно, но это феноменальное явление по сей день остаётся вне поля зрения наших ком-мыслителей. Даже несмотря на всю нынешнюю конъюнктурно-юбилейную трескотню и шумиху вокруг Сталина.

В "Экономической и философской газете" пишет её теперешний главный редактор А.П.Проскурин, что они намерены разрабатывать "крайне интересную тему "красного диссидентства", т.е. текстов, написанных в советское время людьми, находившимися и оставшимися на позициях борьбы за социализм" (№40, октябрь 2009г.).

Должна сказать, что этот термин – "красное диссидентство" – введён в начале 90-х годов мной, и имела я в виду при этом, прежде всего, себя и свою собственную, более чем драматичную научную карьеру (если её можно так называть). Добавлю также, что в редакции "Экономической и философской газеты" скопилось, наверное, целое собрание моих сочинений, включая и вот те самые "краснодиссидентские" тексты. Так публикуйте, за чем же дело стало? Но у нашего медийного сообщества Хабарова ещё с брежневско-андроповских времён в чёрный список занесена, и поди разберись, чего они так боялись и боятся,– двадцать лет при той власти и ещё двадцать при этой.

Четвёртое и последнее, чего я ещё успею коснуться, это мне могут бросить упрёк: а откуда известно, что вы, как учёный, были так уж правы?

Известно из содержания моих работ; хотя бы вот этой статьи 1981г. /Демонстрирует газету "Советы граждан СССР" №7 за 2007г./, в которой анализируется с ленинско-сталинских позиций, по горячим следам, польский кризис 1980г. с "Солидарностью", и делается прогноз,– сокрушительно подтвердившийся,– что точно такая же катавасия, только в гораздо худшем варианте, ожидает в ближайшие годы и нас. Если не будут приняты такие-то и такие-то меры; и эти конструктивные меры против пагубного развития событий здесь далее подробно излагаются. Пожалуйста; если кто-то из "официальных" марксистов покажет мне работу за своей подписью, датированную тем же годом, с такой же аналитикой и такими же предостережениями,– я готова, как говорится, стушеваться.

Только ведь не покажете. Потому что в то время вся Академия наук, чуть ли не в полном составе, барахталась в так называемой "Комплексной программе научно-технического прогресса и его социальных последствий до 2000 года". Может, кто-нибудь вспомнит, чтó там, в этой Программе, предусматривалось на 2000 год? Вот то-то и оно.

Ещё два слова в заключение. Могут сказать, что прогноз, даже и оправдавшийся, теперь принадлежит уже прошлому. Да, но конструктив, которым прогноз сопровождался, принадлежит будущему. Мы стремимся восстановить социалистическое общество в стране. Но ведь не с теми же проблемами, которые его терзали, которые остались не решены, и из-за этой их нерешённости мы потерпели поражение в психоинформационной войне. Проблемы надо будет решать; а что,– кто-то видел, уже в сегодняшнем нашем коммунистическом официозе, мало-мальски убедительный и по-настоящему марксистский проект их решения?

Сколько же мы по этой схеме, двухэтажной, собираемся работать: где на одном этаже слывут философами-марксистами, но по сути ими не являются, а на другом – являются, но прослыть никак не могут? С этим надо что-то предпринимать, ибо так мы будем идти только от поражения к поражению.

/Экземпляры демонстрировавшейся во время выступления газеты передаются ведущим семинара – Д.В.Джохадзе и В.И.Каткову – зам. гл. редактора "ЭиФГ"./

Используются технологии uCoz