БОЛЬШЕВИЗМ И АНАРХИЗМ
(О проекте Устава реально действующих организаций КПСС)
Выступление Т.ХАБАРОВОЙ
ТЕМА нашего сегодняшнего заседания обозначена как "Большевизм и анархизм"; но вы, как говорится, не пугайтесь, потому что мы не будем заниматься фактической историей анархизма, не будем также заниматься историей его взаимоотношений с марксизмом - отношений, как вы знаете, сложных и в общем далеко не дружественных; и также мы не будем заниматься обзором его современного состояния. И не будем вступать в полемику с ним.
А предмет нашего обращения к анархизму таков: было ли в этой достаточно влиятельной политико-философской доктрине что-либо по-настоящему ценное? И не подстерегает ли нас, большевиков, на путях развития нашей партии и нашей политической философии,- не подстерегает ли нас для многих весьма неожиданное пересечение вот с этим ценным содержанием анархизма?
СКАЖУ ТЕПЕРЬ, какой был конкретный повод для вынесения этой темы на наш политклуб.
Поводом оказалась подготовка проекта нового Устава для реально действующих организаций КПСС. Решение о подготовке такого проекта у нас было принято почти год назад,- на расширенном Пленуме Оргкомитета Большевистской платформы в КПСС в июле 1993г. Срок подготовки проекта был назначен - осень 1993г., практически он появился в начале апреля. Но, тем не менее, появился, и это уже неплохо. Текст запланирован к публикации в "Светоче" - в первом же номере, с которого нам удастся возобновить выпуск газеты. Так что собственно обсуждение проекта у нас, я полагаю, впереди,- поскольку до сих пор у людей на руках считанные экземпляры, и большинство товарищей с материалом попросту не знакомы. Но уже и после первого ознакомления оказалось, что на довольно большую часть коммунистов проект производит некое своеобразно эпатирующее впечатление. Поэтому давайте считать, что сегодня у нас происходит как бы предварительная авторская защита проекта,- я как автор попытаюсь объяснить, почему он получился именно такой и почему я буду продолжать настаивать на этом его непривычном и необычном облике.ТАКИМ ОБРАЗОМ, главное, что мне представлялось необходимым заложить в первую очередь в проект Устава,- это принцип максимальной САМООРГАНИЗАЦИИ НИЗОВЫХ ПАРТИЙНЫХ МАСС
. Да, конечно, у партии должны быть и мощные верхние структуры. Но есть два разных вида этой верховной мощи - мощь, направленная на благо общего дела, и мощь, направленная ему во вред. Кто скажет, что не были мощными оргструктуры брежневеко-горбачёвской КПСС? Да они сверхмощными были. Но почему-то - в основном против собственного народа. Они его виртуозно подвели к тому, что среди бела дня отняли у него всё, что он имел, как народ,- и при этом никому не дали и пикнуть. Вот такого оргмогущества нам, опять-таки, не нужно. Организационное могущество обновлённой партии явно должно быть какого-то иного рода.НО, КРОМЕ заботы о том, чтобы партия была практически неуничтожима, здесь есть и другой, более глубокий аспект.
У нас идёт давняя полемика с анархо-синдикалистскими тенденциями в программах параллельных нам партий и движений, а эти анархо-синдикалистские тенденции фокусируются, в общем, в идее самоуправляемой производственной единицы, самоуправляемого трудового коллектива. И мы в этой полемике приобрели репутацию убеждённых централистов. Но нельзя не видеть, что предлагаемый проект партийного Устава, он - на первый взгляд, парадоксальным образом,- гораздо более созвучен именно идее самоуправляемой низовой ячейки, чем вот той картине всепроникающего, а подчас и всеподавляющего централизма, к которой мы привыкли, в том числе и в партии. ВЕРНЁМСЯ теперь к разговору о ценных сторонах анархизма.
Если мы согласимся, что наша приверженность партии - это не простая ностальгия; что у Коммунистической партии - огромная историческая и даже всемирноисторическая перспектива; что партия - и именно она, и только она - в будущем призвана стать костяком, каркасом системы коммунистического общественного самоуправления; что партия нужна не просто сегодня и не только для решения сегодняшних задач, а это одна из кардинальнейших проблем будущего устройства нашего общества,- если мы со всем этим согласимся, то нам надо научиться не пугаться и не шарахаться, если в партийном строительстве начнут появляться такие мотивы, которые прежде нам казались, а многим и до сих пор кажутся, совершенно с обликом и с образом партии несовместимыми. И не нужно также удивляться конструктивной перекличке с такими идейно-политическими течениями и учениями, о которых обычно однозначно считалось, что это наши антиподы.
С этой точки зрения, что такое анархизм?
Самое ценное, непреходящее в анархизме - это мечта (потому что в целом это осталось на уровне мечты) о том, чтобы людское сообщество управлялось не путём подавления одних личностей другими, не через приказ и указ, а исключительно через достижение полного и безусловного взаимного согласия между людьми.
Вот как описывает это один из столпов отечественного и мирового анархизма П.А.Кропоткин:
"... как только мне пришлось выполнять ответственные предприятия и входить для этого в сношения с людьми, причём каждая ошибка имела бы очень серьёзные последствия, я понял разницу между ДЕЙСТВИЕМ НА ПРИНЦИПАХ ДИСЦИПЛИНЫ ИЛИ ЖЕ НА НАЧАЛАХ ВЗАИМНОГО ПОНИМАНИЯ. Дисциплина хороша на военных парадах, но ничего не стоит в действительной жизни, там, где результат может быть достигнут лишь сильным напряжением воли всех, направленной к общей цели."
"На множестве примеров я видел всю разницу между НАЧАЛЬНИЧЕСКИМ ОТНОШЕНИЕМ К ДЕЛУ И "МИРСКИМ", ОБЩЕСТВЕННЫМ и видел результаты обоих этих отношений. И я на деле приучался самой жизнью к этому "мирскому" отношению и видел, как такое отношение ведёт к успеху."
"... в серьёзных делах командованием и дисциплиной немногого достигнешь. Люди личного почина нужны везде; но раз толчок дан, дело, в особенности у нас в России, должно выполняться не на военный лад, а, скорее, МИРСКИМ ПОРЯДКОМ, ПУТЁМ ОБЩЕГО СОГЛАСИЯ. Хорошо было бы, если бы все господа, строящие планы государственной дисциплины, прежде чем расписывать свои утопии, прошли бы школу действительной жизни. Тогда меньше было бы проектов постройки будущего общества по военному, пирамидальному образцу."1
Анархисты, к сожалению, в массовом сознании получили известность не благодаря вот этим ценным, глубоким и серьёзным сторонам своего учения, а благодаря своей борьбе с государством, благодаря своим требованиям "полнейшего разрушения" всякого государства,- как это формулировал другой крупнейший теоретик анархизма, М.А.Бакунин. Причём, "полнейшее разрушение" государства возводилось в основное дело, в главную задачу социальной революции.2
Но анархисты в государстве видели оплот управления посредством приказа и команды, в конечном итоге - посредством насилия. Они и мысли не допускали о возможности возникновения такой государственной, политической конструкции, где было бы выполнено их основное, заветное требование: личному почину,- как говорил П.А.Кропоткин,- был бы предоставлен полнейший простор.3 Воплощение своего идеала они видели в развитии общественного самоуправления как раз по производственной линии, а не по государственно-политической.
"Это общество,- писал Кропоткин,- будет состоять ... из промышленных федераций для всякого рода производства … и из потребительских общин, которые займутся всем касающимся, с одной стороны, устройства жилищ и санитарных улучшений, а с другой - снабжением продуктами питания, одеждой и т.п.
Возникнут также федерации общин между собою и потребительных общин с производственными союзами. И наконец, возникнут ещё более широкие союзы, покрывающие всю страну или несколько стран ... Ни в каком правительстве не будет тогда представляться надобности, так как во всех случаях ... его заменит вполне свободное соглашение ..."4
Мы эту анархистскую, а затем анархо-синдикалистскую утопию уже обсуждали и не будем к этому возвращаться. У этих взглядов - может быть, не в такой радикальной форме,- и сегодня достаточно сторонников, в том числе в рядах наших новообразованных партий. Что тут можно ещё людям сказать,- разве посоветовать ещё и ещё раз задуматься, почему всё-таки В.И.Ленин считал, что "всякое, прямое или косвенное, узаконение собственности рабочих отдельной фабрики или отдельной профессии на их особое производство, или их права ослаблять или тормозить распоряжения общегосударственной власти" явилось бы "величайшим искажением основных начал Советской власти и полным отказом от социализма".5
Между тем, в понимании конечных-то целей современной социальной революции у коммунистов с анархистами, можно сказать, никаких расхождений никогда и не было. Действительно, должно возникнуть общество, полностью ориентированное на развитие конкретной человеческой личности,- а не на перманентное принесение её в жертву каким-то чуждым ей интересам. Вся разница состоит в том, что анархисты требовали для этого разрушить государство, марксисты же считали,- а в нашем лице и сегодня считают,- что этого идеала можно и должно достичь не через разрушение государства, а через его развитие и через создание ориентированных, вот именно, на живую человеческую личность государственных - или, если хотите, уже каких-то "сверхгосударственных" структур.
И Маркс, ещё в одном из ранних своих сочинений, в работе "К критике гегелевской философии права", вместо требования уничтожения всякой государственности, формулирует требование "такого государственного строя, который заключает в себе самом, в качестве определяющего начала и принципа, способность прогрессировать вместе с развитием сознания, ПРОГРЕССИРОВАТЬ ВМЕСТЕ С ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ. Но это возможно только при условии, ЕСЛИ "ЧЕЛОВЕК" СТАЛ ПРИНЦИПОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ
ИТАК, моей целью было попытаться если не доказать, то по крайней мере развёрнуто объяснить, что "анархо-синдикалистский",- условно, конечно, говоря,- в высшей степени нетрадиционный для КПСС характер предлагаемого проекта Устава - это дело далеко не случайное, здесь зарыта крупная теоретико-философская "собака", причём не одна.
Мы договорились, как будто, что партия останется несущей конструкцией будущего государственного устройства. А вот какое будет само это устройство,- неплохо было бы почаще заглядывать хотя бы в того же Маркса. И будет оно таким, чтобы заключало в себе, в качестве определяющего начала и принципа, способность прогрессировать вместе с действительным человеком, вместе с развитием конкретной человеческой личности. Значит, и партия должна, по своему внутреннему строению, органически нести в себе эту нацеленность на обеспечение свободного и разумного личностного развития человека из толпы, человека из народа. Вот тогда только и получится, что свободное развитие каждого станет условием свободного развития всех. Ведь это не просто красивые слова, чтобы это обеспечить в жизни, за этим должны стоять определённые общественные структуры, причём структуры очень совершенные, тонкие, сложные, "хитрые". И надо уже сегодня над ними думать, иначе всё это останется на бумаге, все эти благие порывы, а в жизни будет всё то же всем осточертевшее "бюрократическое извращение". Поэтому, коль скоро уж нацелились на "свободное развитие каждого", то зачем удивляться, если появляется перекличка с такими течениями, которые до нас и без нас были всеми своими фибрами нацелены на то же самое. Не исключена возможность, что при этом мы и самим этим течениям поможем, освободим их от неверных, тупиковых подходов. Чтобы заставить мощную политическую структуру следовать за развитием действительного человека, надо особое внимание обратить на её низовые ячейки, придать им большое число степеней свободы, ибо личность - она в самом низу структуры, а не наверху; если она в низовой ячейке придавлена, закрепощена, этого дальше уже не поправишь, так и останется - вверху всесильные на вид структуры, которые ещё непонятно как сориентированы, внизу пассивная, манипулируемая биомасса. Вот отсюда тот, так сказать, "культ первички", которым пронизан проект Устава. СЕГОДНЯ у нас много можно слышать разговоров о том, что вот, мол, надо как можно полнее возродить традиционные русские, российские формы общественного жизнеустройства. И вспоминают думы, земские соборы и т.д., причём безбожно всё это идеализируя. Некоторые, правда, говорят, что Советы не чужеродны российской государственно-устроительной традиции, что это естественное выражение типично российского коллективизма, общинности, соборности и т.п. Но уж никто не догадается сказать, что вряд ли можно назвать другую институциональную форму, которая до такой степени была бы пронизана "русским духом", как пролетарская, большевистская партийность.
Сейчас у нас перечитали или прочитали народников, всем очень понравилось, что, оказывается, наше сельское самоуправление во все времена являло собой систему НЕПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ, ИЛИ КОНСЕНСУАЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ
2
См. М.А.Бакунин. Философия, социология, политика. М., изд-во "Правда", 1989, стр. 145, 140.3
П.А.Кропоткин, ук. соч., стр. 389.4
Там же, стр. 389-390.5
В.И.Ленин. ПСС, т. 36, стр. 481.6
К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 1, стр. 240 /курсив мой.- Т.Х./, 284.7
П.А.Кропоткин, ук. соч., стр. 389-390.8
С.М.Степняк-Кравчинский. Россия под властью царей. "Мысль", М., 1965, стр. 33, 38.